На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СМИ пропадут из поисковиков

Фото: Flickr.com/niallkennedy

Владелец News Corp. Руперт Мердок уже давно вознамерился брать деньги с читателей всех изданий своего холдинга. The Times, The Wall Street Journal, Daily Telegraph, The Sunday Times, New York Post - все эти издания принадлежат медиамагнату, уверенному, что ему выгоднее существовать на деньги читателей, чем рекламодателей.

Потихоньку они все должны стать платными.

Пока этого не произошло, бизнесмен, кажется, объявил войну Google. Новостной агрегатор Google News был первым объектом нападок. По мнению г-на Мердока, он «ворует» трафик: пользователи читают фрагменты текстов прямо на сайте агрегатора и не доходят до веб-версии издания. Кроме того, в Google News на равных правах представлены СМИ мировой известности, пишущие оригинальный контент, и те, кто его ворует или незначительно переписывает. Теперь предпринимателя не устраивает уже собственно поиск Google. Как сообщает PC World, г-н Мердок намерен исключить все свои издания из индекса Google.

В большинстве случаев пользователь, который дорожит своим временем, может уже по поисковому сниппету понять суть события, уверен продюсер издания «Слон» Павел Власов-Мрдуляш. Однако защищаться от того, что пользователь узнает содержимое новости из сниппета и не пойдет на сайт СМИ, по меньшей мере наивно: все равно найдется другое издание, которое напишет про то же и проиндексируется. Защитить авторским правом новость (не текст, а информацию о событии) невозможно. Кроме того, ситуация, когда пользователю хватит информации из сниппета для удовлетворения всего своего любопытства, относительно редка. Ведущий специалист компании «Ашманов и Партнеры» Андрей Иванов полагает, что ситуация, когда сниппет с сайта СМИ может удовлетворить потребность пользователя, случается не чаще, чем в 5% случаев поиска.

Аудиторные потери от запрета индексации окажутся достаточно большими. Как сообщил г-н Власов-Мрдуляш, для разных СМИ доля поискового трафика различна. Например, если «Лента.Ру» откажется от такого трафика, она потеряет 13-15% посетителей, что серьезно, но не смертельно. Для «РИА Новости» этот показатель может составить уже 35-40%. Однако сама по себе потеря в количестве посетителей не столь принципиальна, если издания планируют зарабатывать за счет платной подписки. «Постановка вопроса от Мердока подразумевает не накачку трафиком СМИ и «мерялку», насколько его издания более массовы, чем другие, а оптимизированное извлечение прибыли. Он исходит из традиционной логики издателя, которая имеет право на существование», - пояснил председатель совета директоров ЗАО «Правда.Ру» Вадим Горшенин.

Основной же аргумент г-на Мердока заключается в том, что поисковая аудитория ему не нужна. Она некачественная в том смысле, что плохо конвертируется в постоянных и лояльных читателей. Частично эти данные действительно подтверждаются. «За 9 ноября на все ресурсы нашего холдинга с поисковых систем пришло более пятидесяти тысяч посетителей. А ядро посетителей по поисковому срезу на вчерашний же день оказалось равно шестистам человек», - сообщил Вадим Горшенин. Таким образом, поисковая аудитория действительно плохо конвертируется в ядро - и это на бесплатных ресурсах «Правды.Ру», с платными ситуация может отличаться в худшую сторону. Впрочем, аргумент о качестве аудитории подвергается и сомнению. «Аудитория из поисковиков не хуже любой другой аудитории, которая что-то искала и нашла вас. Это довольно случайный посетитель, он не целенаправленно пришел на ваш сайт. Зато и обошелся бесплатно. Если продукт удовлетворяет его запросу, то он с большей вероятностью запомнит его и сразу или со временем конвертируется в постоянную аудиторию, чем если найденное его не удовлетворит. Так что Мердок лукавит, говоря о некачественной аудитории - он, как великий издатель и маркетолог, наверняка прекрасно понимает, что здесь в первую очередь нужно говорить о качественных и некачественных продуктах», - уверен Павел Власов-Мрдуляш.

Впрочем, возможно, все заявление Мердока - просто попытка давления на поисковики. Как пояснил Андрей Иванов, настоящие СМИ пытаются бороться с информационным воровством, которое как бизнес возможно только в случае индексации украденных материалов поисковыми системами. Поисковые же системы не хотят вмешиваться в конфликты по авторским правам, что может вызвать раздражение издателей. «Судя по всему, решение Мердока - это попытка как-то повлиять на позицию Google именно по вопросу об авторских правах», - полагает г-н Иванов.

Автор: Николай Двас, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх