На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зачем Opera переизобретает Интернет?

Еврокомиссия обязала Microsoft дать пользователям возможность самостоятельно выбрать браузер при установке Windows. Инициатор разбирательства - Opera - отнюдь не самый популярный в Европе и в мире браузер, средняя доля которого по данным Net Applications составляет менее процента. Однако, этот браузер, несмотря на свою невысокую известность в мире, очень известен в России - и по некоторым данным уверенно занимает второе по популярности место. Кроме того, Opera часто вдохновляла другие браузеры на введение интерфейсных решений - табов или «быстрого набора». Поэтому к планам и изобретениям компании нужно относиться с особой внимательностью - из смелого эксперимента они могут в любой момент стать мэйнстримом. Последний такой эксперимент - Opera Unite - способ «поднять» собственный веб-сервер прямо внутри браузера. О том, зачем это нужно, каковы планы компании и для чего она затевала антимонопольное разбирательство, «Руформатору» рассказали продакт-менеджер Opera Unite Навжот Павьера (Navjot Pawera), главный технический директор компании Opera Software Хокон Виум Ли (Håkon Wium Lee) и глава направления Opera Desktop Ян Стандал (Jan Standal).

- Ваше последнее решение - Opera Unite. На кого оно ориентировано? Какие категории пользователей вы надеетесь им охватить?

- Навжот Павьера: Opera Unite ориентирована на массовых пользователей, которым не нужно обладать специальными знаниями, чтобы разместить свою страничку в Интернете, поделиться фотографиями или файлами с друзьями и родственниками. Ключевой момент здесь – легкость использования: буквально в несколько кликов можно дать доступ к файлам на своем жестком диске.

- Каковы преимущества Unite? С одной стороны, материалы, выложенные пользователем, доступны только когда он в онлайне, с другой - это не полноценный распределенный p2p, и все равно трафик идет через сервера Opera.

- Н. П.: На самом деле там, где это возможно, используется как раз p2p-соединение. А возможно это, если роутер поддерживает прямое соединение с компьютером на порт 8840. Там, где это невозможно, используется прокси компании Opera, но он абсолютно прозрачен для пользователя. Основное преимущество Opera Unite, как я уже упоминал - простота выбора содержимого для доступа извне, независимость адресата (с которым вы делитесь контентом) от браузера и технологий, легкость передачи файлов в открытый доступ, безопасность. Конечно, Opera Unite не является заменой мощным и функциональным облачным сервисам, собственно мы никогда и не позиционировали нашу технологию как такую замену. Но с появлением Opera Unite у пользователя появился выбор - КАК открывать свои частные файлы для доступа извне.

- Зачем вы стали запускать Unite в тот момент, когда большой популярностью пользуются cloud-сервисы, в частности, cloud storage - хранилища с идеологией, прямо противоположной Unite?

- Н. П.: Любой облачный сервис хранения данных обладает одним существенным недостатком. Для того чтобы предоставить доступ к своим частным файлам, вам сначала нужно передать их некоему третьему лицу, серверу облачного сервиса, который вы не можете контролировать (с точки зрения сохранности файлов и соблюдения авторских прав, например). Именно поэтому мы и предлагаем альтернативный способ поделиться контентом, не перемещая и не копируя его со своего компьютера. Для расширения функциональности Opera Unite в плане сервисов мы будем стараться привлекать сообщество веб-разработчиков.

- Кстати, о взаимодействии с «облаками». Почему в течение последних нескольких версий у вас так и не появилась поддержка Google Gears? Насколько важным для вас направлениям является работа с сервисами Google?

- Google Gears – это надстройка (плагин, extention) над браузером, а Opera пока не поддерживает такого рода функциональность. У нас в планах есть поддержка плагинов, но пока я не готов сказать, когда именно она появится и как именно будет выглядеть.

Что касается сотрудничества с Google, то сейчас Opera поддерживает все приложения Google, не требующие специальных надстроек над браузером. Кроме того, Google - наш крупнейший клиент по поисковым запросам через тулбар браузера, и мы очень ценим партнерство с этой компанией.

- Недавно вы инициировали антимонопольное разбирательство с Microsoft по поводу браузера, поставляемого с ОС. В то же время буквально на прошлой неделе был зафиксирован результат - самая популярная версия Mozilla Firefox - Mozilla Firefox 3 обошла по популярности самый популярный Internet Explorer - IE7. В ситуации, когда есть два равных по значению игрока, о каком монополизме может идти речь? Или ваша цель - сделать так, чтобы Opera была в стартовом дистрибутиве Windows?

- Хокон Виум Ли: Речь идет не о монополизме Microsoft на рынке браузеров, а о монополизме на рынке операционных систем. Microsoft была официально признана монополистом в данном сегменте в Еврозоне несколько лет назад, когда велось расследование обоснованности привязки к Windows плеера Windows Media Player. Согласно директиве ЕС, монополист обязан придерживаться определенных правил продвижения своих продуктов, чтобы сохранять открытость рынка. Мы выступаем за то, чтобы Microsoft не использовала свое монопольное положение на рынке ОС для продвижения браузера IE. По нашему мнению, Microsoft необоснованно «привязывает» его к операционной системе. Поэтому наша цель - сделать так, чтобы на рынке была реальная, а не мнимая конкуренция, и не только в Еврозоне, но и по всему миру. Только открытая конкуренция ведет к реальному улучшению продуктов, в данном случае – браузеров.

Что же касается Firefox, то пока этот браузер превзошел IE только в Европе, в мире IE по-прежнему лидирует, и мы считаем, что во многом искусственно - из-за привязки IE к Windows.

- А какие еще браузеры вы считаете достойными вхождения в состав дистрибутива Windows? По какому критерию вы это определили?

- Х. В. Л.: Наша цель - дать пользователям реальный выбор. Мы считаем достойными включения все браузеры, которые стремятся поддерживать открытые веб-стандарты. Это единственный критерий, ведущий к развитию веба, а не к его «закрытию» барьерами проприетарных платформ.

- У вас есть мобильные браузеры, которые пользуются большой популярностью и приносят вам деньги. Десктопный же браузер за пределами России и ряда скандинавских стран непопулярен. Почему ваша компания не сосредоточилась на мобильном направлении, откинув десктопное - зачем вы продолжаете выпускать непопулярную и бесплатную для пользователя программу?

- Ян Стандал: Десктопные браузеры обеспечивают порядка 25% доходов компании (в основном, за счет поисковых технологий). Действительно, будущее за мобильным вебом, но все же настольный браузер рано списывать со счетов, хотя бы потому, что он пользуется большой популярностью в СНГ, причем его доля рынка здесь продолжает расти. В России нам принадлежит 22,8% рынка настольных браузеров (а Opera 9 с результатом 21,8% в июне лидирует, согласно LiveInternet), в Украине – порядка 26-27%, мы знаем и чувствуем потребности пользователей и стараемся их удовлетворять.

- А как именно вы стараетесь их удовлетворять? Какие решения вы будете реализовывать, чтобы укреплять взаимодействие именно с российским пользователем?

- Я. С.: Мы получаем очень много предложений по улучшению браузеров от российских пользователей Opera, и многие новые опции браузеров реализуются по просьбе россиян и жителей других стран СНГ. К таковым, например, относятся BitTorrent-клиент, а также настраиваемая экспресс-панель. Пока я не могу сказать, какие именно решения будут реализованы в будущих версиях браузера, но я уверен, что многие из них будут ответом на запросы пользователей из СНГ.

- Но при этом в России, как известно, самый популярный поисковик - «Яндекс». Mozilla смогла сделать его своим поиском по умолчанию в русской сборке. Ask.com или Yahoo, которые в Opera имеют высокие позиции, напротив, в России используются мало. Можно ли ожидать специальной кастомизированной для России сборки Opera, где учитывалась бы вся национальная специфика?

- Я. С.: Поисковые тулбары - это один из источников заработка для производителей браузера, в том числе и для Opera. На данный момент у нас заключен глобальный договор с Google, являющимся поиском по умолчанию в настольном браузере Opera по всему миру. Однако мы плодотворно сотрудничаем и с «Яндексом», предлагая его в качестве поиска по умолчанию для российских пользователей Opera Mini, и надеемся и дальше сотрудничать с этой уникальной российской компанией.

- Ходят слухи о вашем сотрудничестве с «В Контакте». Можете что-нибудь об этом рассказать?

- Я. С.: Мы работаем над полноценным партнерством, но пока комментировать что-либо рано.

Картина дня

наверх