На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Как расширить клиентскую базу сотовых операторов?

В России вслед за Европой прекратился рост абонентской базы операторов.

Во втором квартале 2013 г. их количество составило 234,11 миллиона единиц, то есть произошло увеличение по сравнению с первым кварталом этого года (с 230,4 миллиона единиц), а прирост составил мизерную величину в 1,6%. Количество абонентов сотовой связи в РФ за третий  квартал 2013 г. увеличилось еще на 2,3% и составило 239 млн.  521 тыс. (число SIM-карт). Такие данные содержатся в аналитическом отчете агентства Advanced Communications & Media (AC&M). Стоимость привлечения одного абонента через дилерскую сеть операторам приходится сокращать, чтобы не терпеть убытки, поэтому «большая тройка» минимизировала вознаграждение за подключение в среднем на 30―40% в 2013 году.

Наряду с падением ARPU, то есть средней выручки на одного пользователя, от операторов требуется поиск новых способов извлечения доходов от абонентов. Сами абоненты в значительной мере устали от завышенных тарифов на роуминг и связь, поэтому ищут выходы, например, используя несколько SIM-карт по очереди от разных операторов (по статистке, более 60% абонентов имеют как минимум 2 активные SIM-карты от разных операторов).

Лояльные абоненты (один оператор на всю жизнь) по сравнению с «нелояльными» на 40% меньше общаются в социальных сетях, в 2 раза реже оплачивают услуги и товары, на 40% меньше используют информационные сервисы, на 30% меньше используют телефон для развлечений. Им на 40% меньше нужен доступ в мобильный интернет, они на 45% меньше используют мобильную связь в бизнес-целях – т.е. их ARPU на 40% ниже, чем нелояльных.

Современные технологии в области мобильной связи не стоят на месте, поэтому логичным развитием обычной SIM-карты будет ее замена аналогом MD SIM/UPRA для работы со смартфоном снаружи или на его борту, с различными режимами управления услугами связи в меню девайса, в сочетании с простотой в обращении Multi Dynamic SIM. При этом активные абоненты сотовой связи, которые уже сейчас используют несколько SIM-карт (просто переставляя их, либо используя телефон с несколькими), оценят удобство такого устройства, которое позволит больше не менять местами карты и при этом пользоваться премиальными смартфонами. С точки зрения оператора APRU польза от такого пользователя как минимум не понизится, а скорее возрастет, т.к. абонент сможет чаще переключаться на ту или иную SIM, не испытывая неудобств с ее заменой или утерей.

Таким образом решение вопроса об MNP (Mobile Number Portability), которое в настоящее время активно продвигается со стороны государства, но при этом по понятным экономическим причинам не находит одобрения у операторов связи, может быть реализовано альтернативным способом – сама номерная емкость остается у операторов как есть, но облегчается смена номеров за счет использование устройств типа MD SIM.

Концепция использования устройства Multi Dynamic SIM – как держателя для нескольких карт с возможностью переключения, проста и понятна. Однако более широкие возможности открывает UPRA – чип с возможностью хранения и использования информации с нескольких SIM-карт от различных операторов, который можно вставить в обычное гнездо, слот под симку.

При этом пользователю необходимо появиться в офисе продаж сотового оператора единожды, когда получают UPRA, в дальнейшем загрузка новых профилей абонента может производиться через интерфейс личного кабинета, где пользователь может гибко управлять своими «виртуальными» SIM-картами.

При этом потенциальная абонентская база для любого оператора связи становится равной совокупной базе выпущенных UPRA, т.к. на устройство может быть загружен профиль любого оператора. При грамотном маркетинге это позволит повысить прибыль и ARPU, ведь новый тариф для пользователя теперь находится не в ближайшем офисе обслуживания, а в личном кабинете.

Заключение

В настоящий момент операторы связи, банки и другие провайдеры услуг пытаются в рамках своих возможностей решить проблему падающих доходов и предложить своим пользователям новые услуги. Весь мир идет по пути глобализации и агрегации отдельных функций в руках специализированных поставщиков этих функций. И функция по управлению абонентским профилем до сих пор остается в руках операторов. Расходы на обеспечение этой функции год от года только растут, при этом они никак не влияют на доход, получаемый от абонента. Рано или поздно этот факт придется признать и пойти по пути агрегации – найти решение по управлению абонентской базой, которое реализует концепцию win-win для операторов и тех, кто возьмет на себя функцию управления профилем абонента.

Фото: megalife.com

Текст: Елин Владимир  // председатель совета директоров ЗАО «Smart Logistic Group», кандидат технических наук

Картина дня

наверх