На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пять забытых технологий, которым мы должны быть благодарны

Фото: techradar.com

«Руформатор» представляет адаптированный перевод статьи портала Techradar, в которой рассказывается о пяти инновационных разработках, оставшихся в прошлом. В каждом случае их преемники используются и по сей день.

1. OS/2 – ОС, которой не было

OS/2 первоначально разрабатывалась в тандеме «Microsoft-IBM», и ей была уготована судьба стать основной операционной системой для компьютеров IBM PS/2. PS/2 – персональные компьютеры второго поколения от IBM, которых выпустили в 1987 году с намерением откусить часть рынка у производителей PC.

Это была фатальная ошибка, поскольку клиенты предпочитали обычную архитектуру ПК, но OS/2 все равно выжила. И оставалась новаторской как в середине 1980-х, так и в начале 1990-х.

Когда OS/2 пошла в производство, большинство компьютеров работали под DOS с интерфейсом командной строки. Эта ОС не была дружественной к пользователю, и кроме запуска программ, а также операций «копировать-вставить-переименовать-удалить», она ничего делать не умела. Разумеется, чтобы обрести успех, OS/2 должна была поддерживать MS-DOS – и она поддерживала. А начиная со второй версии, вышедшей в 1992 году, она могла запускать и приложения Windows, спасибо виртуальной машине DOS (VDM) – можно было запускать одновременно несколько приложений DOS. Виртуализация сегодня позволяет запускать приложения, написанные для одной ОС, в среде другой. Многие думают, что это что-то новое, однако в OS/2 такая функция существовала более 20 лет назад.

Первая версия OS/2 была чисто текстовой, примитивный графический интерфейс появился лишь с версией 1.1. Но версия 2.0, чей внешний вид мы назовем похожим на Windows, обрел имя Workspace Shell. И это только одно из преимуществ, которым обладала OS/2 (а позднее и OS/2 Warp), пытаясь привлечь на свою сторону не только гиков, но и простых домашних пользователей. Еще одной особенностью была поддержка воспроизведения видео, что и появилось в версии 2.1 в 1993 году.

Любопытно, что эта операционная система будущего, реализованная в виде открытой платформы с поддержкой многозадачности, потерпела крах. Часть этих возможностей получила развитие только с выходом Windows 95, которая предложила беспрецедентный уровень безопасности при работе с несколькими приложениями одновременно – и это было именно тем краеугольным камнем, который стал причиной провала OS/2. Потому что OS/2 этого не обеспечивала, и одновременное выполнение нескольких программ вполне могло привести к нарушениям в работе системы. Версия 3.0 так и не вышла, взамен нее мы увидели Windows NT, которая считалась первой «серьезной» версией Windows и была направлена на серверный рынок. Учитывая, что Windows 2000, XP, Vista и 7 базируются на архитектуре NT, становится вполне очевидным, что OS/2 явилась революционной ОС.

2. Windows 3.1

Windows пришла на ПК в 1985 году, но не повергла мир в шок. То же самое можно сказать и о версии 2.0, и о 2.1. Эта «конфетка» была припасена для версии 3.1, запущенной в производство в 1992 году и проданной в объеме 2 млн копий за первые несколько месяцев – феноменальный успех для операционной системы.

В первые годы Windows при запуске ПК и появлении командной строки DOS нужно было набирать имя исполняемого файла программы для ее запуска, для Windows таковой была команда “win”. Тот факт, что Windows запускалась подобным образом, свидетельствовал о том, что она была все-таки чем-то немного большим, чем любая другая программа DOS – и действительно, ранние версии Windows назывались «графической оболочкой», а не полноценной ОС.

Начиная с третьей версии, все изменилось. Хотя Windows все еще требовалась DOS для работы, она предлагала большую функциональность сама по себе. С другой стороны, она не была столь навороченной, как OS/2, но учитывая ее успех на рынке, эффект оказался ошеломительным. Раньше ОС для ПК имели предел в 640 КБ оперативной памяти для пользовательских приложений, но Windows 3.1 разрушила этот барьер, предоставив пользователям доступ к объему до 16 МБ. Сегодня это сущие пустяки, но в дни процессоров *86 это было настоящим прорывом.

Следующей инновацией была поддержка шрифтов TrueType. Такие известные всем названия, как Arial, Times New Roman, Symbol и Windings прекрасно знакомы всем и сегодня. Впервые за всю историю экран стал проводником новой идеологии WYSIWYG («what you see is what you get», «что видите – то и получаете») – это означало, что документ на экране будет выглядеть точно так же, как и при печати. Сегодня мы воспринимаем это как должное.

Windows 3.1 также появилась в расширенной версии под названием Windows for Workgroups (для рабочих групп) 3.1. Все было таким же, как и в обычной версии, но появилась встроенная поддержка компьютерных сетей. ПК смог предоставить общий доступ к файлам и принтерам. В этой версии появились утилиты для обмена сообщениями и электронной почты, что в основном использовалось для локальной сети, а не для Интернета, но это еще один показатель того, как позабытая уже версия программы опередила свое время.

3. ICQ

Программа ICQ, вышедшая в 1996 году, была первой в продвижении интернет- мессенджеров. Изначально она была собственностью AOL, а потом ее приобрела DST. (Прим. «Руформатора»: на Западе львиную долю рынка систем IMS (Instant Messaging System, система мгновенного обмена сообщениями) сегодня держит AIM, тогда как ICQ больше распространена в России.)

Обычные пользователи уже не видят разницы между ICQ, AIM или Windows Live Messenger – большинство клиентов предлагают примерно одинаковый набор функций, включающий в себя возможность проведения видеоконференций, обмена файлами и т.д.

ICQ не была пионером в сфере обмена сообщениями через Интернет. Чтобы действительно заглянуть в историю, надо вспомнить 1988 год и IRC (Internet Relay Chat), который все-таки отличается от систем IMS. В IRC вы попадали в чат-комнату (на «канал»), где шла дискуссия между многими людьми, подчас незнакомыми; «ирка» широко использовалась учеными и гиками, которые составляли основную часть «населения» Интернета на заре его существования.

ICQ стала новатором в том, что вы могли выбирать, с кем вам общаться, составляя контакт-листы. Нынешняя доля ICQ составляет единицы процентов в мире, но без нее не было бы систем IMS в том виде, который мы знаем их сейчас (и даже Skype).

4. RealPlayer

Фраза «потоковое видео через Интернет» вызывает ассоциации с чем? Правильно, с Flash. Но это не всегда было так. Когда-то большую часть потокового трафика веба составляли ролики RealVideo. По правде говоря, RealVideo пока еще не полностью забыт, может быть, потому, что плагин для браузеров от Real также может обрабатывать MPEG-видео, воспроизводить диски, сохранять flash-видео. Однако «родной» формат RealVideo теперь встречается гораздо реже, чем раньше.

Программа RealPlayer изначально увидела свет под именем RealAudio в 1995 году. Хотя она и была одной из первых программ, способных обрабатывать потоковые данные, обработка ограничивалась только режимом воспроизведения аудио. Поддержка видео совпала с изменением названия на RealPlayer в 1997 году, и тогда же эта программа покорила общественность.

Впервые пользователи могли смотреть видеоматериалы через Интернет в режиме реального времени, а не загружать видеофайл для последующего воспроизведения. В первые 24 часа после момента выхода эту программу загрузили более 100 тыс. человек. В некотором смысле причиной успеха RealPlayer было то, что он стал первым. К концу тысячелетия к ней присоединились Apple QuickTime (который получил поддержку потоковой трансляции, начиная с версии 4), Windows Microsoft Media Player (версия 6 и старше) и Macromedia Flash (потоковое видео доступно с четвертой версии). Более того, на протяжении всего конца 90-х формат RealVideo в целом смог достичь наибольшей степени сжатия – что являлось очень важным фактором в дни модемного доступа к Сети.

Сегодня Adobe выиграла много войн потокового видео с форматом Flash и плагинами на его основе. Успех приписывают небольшому размеру и простоте установки, но, вероятно, принятие его YouTube говорит, что тут все-таки дело в чем-то более существенном. Все могло быть совсем иначе.

Быть первым – значит выпустить на рынок продукт еще до того, как появится потребность в нем. Когда RealPlayer пришел на рынок, в Великобритании широкополосным доступом к Интернету обладали менее одного процента пользователей, остальные довольствовались диалапом на 28 или 56Кбит. Вполне логично, что видео передавалось в разрешении 160х120 с экстремально низким битрейтом.

Сравнивая с сегодняшним днем, можно заметить, что стандартом цифрового ТВ стало разрешение 720х576, а для HDTV обозначены цифры 1920х1200. Потоковое видео в Интернете доступно сейчас и в высоком разрешении: YouTube, например, предлагает 1920х1080 для пользователей с пятимегабитным каналом. RealVideo сейчас уже не при делах, но современные потоковые технологии явно должны быть ей благодарны.

5. Intel MMX

Основной набор инструкций для процессоров ПК называется «набор инструкций х86», в чем можно усмотреть намек на их предшественников 8086 серии, которые увидели свет в 1978 году. Однако было бы неверно полагать, что сегодня процессоры могут выполнять только такие инструкции. Тем не менее, любой х86 процессор имеет обратную совместимость со своими далекими предками – то есть может выполнять все то, что могли они; принципиально новые инструкции увидели свет только 30 лет спустя.

MMX – так назывался набор из дополнительных инструкций, которые добавили к процессорам Pentium образца 1996 года. И этот факт по своей важности вполне может поспорить с фактом перехода с 16 на 32-битную архитектуру в 1985 году. Обычно предполагается, что MMX расшифровывается как MultiMedia eXtension, хотя Intel никогда не подтверждала этого. Набор инструкций MMX включает в себя 47 одиночных потоков команд и множеств потоков данных (SIMD (англ. Single Instruction, Multiple Data) — принцип компьютерных вычислений, позволяющий обеспечить параллелизм на уровне данных).

Такой уровень параллелизма явился особенно полезным в графических процессорах, где получился существенный прирост производительности. Также можно было применять эти инструкции в специализированных векторных процессорах, которые использовались суперкомпьютерами на протяжении многих лет.

Но почему мы знаем так мало об ММХ сегодня? Не потому, что они больше не используются, а потому, что они вошли в состав других SIMD-инструкций, предлагающих лучшую производительность для мультимедиа-приложений.

Технология SSE дебютировала в процессорах Pentium III в 1999 году. Было введено 70 новых инструкций в 128-разрядных регистрах. SSE-инструкции могли выполнять операции с плавающей точкой. Далее технология получила дальнейшее развитие с выходом SSE2, SSE3, SSSE3 и SSE4, и AMD также представила свои наборы дополнительных инструкций. В 2008 году на рынок вышла технология AVX (Advanced Vector Extension) с 256-разрядными регистрами. И без технологии MMX все современные достижения как мощности, так и компьютерной графики, могли бы и не быть достигнуты.

Поэтому при разработке новых технологий важно не только смотреть в будущее, но и отдавать дать уважения прошлому за его заслуги.

Источник изображений: techradar.com.

Автор: Артур Лоянич, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх