На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Google и Facebook посоревнуются за право быть «паспортным столом» Интернета

В системе авторизации Google Friend Connect появились различные социальные функции, сообщает Mashable. Теперь сайт, согласившийся авторизовать своих пользователей посредством сервиса Google, получает массу возможностей. Во-первых, он может добавлять различные виджеты - комментарии, рейтинги, опросы. Дизайн всех этих виджетов может быть настроен произвольным образом, так, чтобы лучше всего соответствовать дизайну сайта. Кроме того, результаты заполнения опроса пользователем могут использоваться для того, чтобы показывать ему тот или иной контент (для этого существует специальный виджет, подбирающий контент в зависимости от предпочтений), и таргетировать на него рекламу.

Также пользователи в рамках одного сайта могут переписываться друг с другом - для этого Google добавил в Friend Connect механизм личных сообщений. Кроме того, у пользователя появилось некоторое подобие публичного профиля - страницы, где он может опубликовать фото и информацию о себе. Таким образом, Friend Connect, со стороны сайта являясь механизмом авторизации, для пользователя по сути стал небольшой социальной сетью.

Параллельно Facebook, уже отнюдь не небольшая соцсеть, презентовала Open Graph API. Как пишет TechCrunch, фактически этот API предоставляет возможность сайтостроителю встроить в свой ресурс функциональность Facebook. При помощи Open Graph можно будет не только писать комментарии на сайте, но и обновлять статусы в социальной сети со страницы сайта, «лайкать» чужие комментарии и использовать другие способы взаимодействия с пользовательским контентом, характерные для Facebook. Все эти действия будут находить свое отражение не только непосредственно на сайте, но и на специальной странице в соцсети. Таким образом, сайт может встроить в себя механизмы общения пользователей из популярной социальной сети.

Фактически Facebook Open Graph API и Google Friend Connect предоставляют владельцам сайтов одну и ту же возможность - организовать пользовательскую авторизацию и общение, не создавая для этого собственных разработок. Эти новинки могут составить серьезную конкуренцию сразу нескольким классам сервисов. Во-первых, существенные трудности появляются у IntenseDebate и Disqus - систем для встраивания в сайт комментариев. В этих системах пользователь авторизуется при помощи внутреннего логина либо через другой сервис, отдающий авторизацию «наружу», такой как Twitter OAuth или Facebook Connect, после чего он может писать комментарии к встроившей соответствующий виджет странице. Всю активность пользователя на всех сайтах, подключивших ту или иную систему, можно просмотреть на его странице. Во-вторых, новинки Facebook и Google ставят под вопрос целесообразность существования универсальных механизмов авторизации, таких как OpenID. Конечно, OpenID может выдавать любой сайт, и в этом его преимущество - но это же является и его слабой стороной: из-за такой демократичности и открытости, в OpenID никогда не получится встроить то количество функций, что есть в современном Friend Connect.

Несмотря на обилие возможностей, системы Google и Facebook принципиально ограниченны в сфере применения. Они хороши там, где нужно построить небольшое сообщество пользователей вокруг тематического ресурса. Однако они едва ли будут использоваться сервисами, которые как-то конкурируют с Google и Facebook — хотя исключения, конечно, будут (и есть уже: набор офисных инструментов Zoho авторизует пользователей Google, несмотря на наличие Google Docs). Для того, чтобы механизм авторизации стал общепринятым и был функциональным, необходимо соблюдение следующих правил: 1) Авторизационный центр должен быть один, либо их должно быть очень небольшое число. Только так можно гарантировать полнофункциональность. 2) Авторизующий не должен другой своей деятельность составлять конкуренцию тем сайтам, на которых он авторизует. 3) Орган, выдающий пользовательские «удостоверения личности», должен быть авторитетным и известным.

Пока на роль такого «паспортного стола» кандидатов, удовлетворяющих всем трем требованиям, нет. Это означает, что еще какое-то время будет расцветать тысяча цветов. Что в случае попыток создания универсального механизма не слишком хорошо.

Автор: Николай Двас, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх