«Руформатор» представляет перевод статьи CIO, в которой Пол Д’Арси (Paul D'Arcy), генеральный директор Americas Marketing, рассматривает основные тенденции, приводящие к повсеместному использованию личных гаджетов на рабочих местах, и высказывает свои предложения, как руководству использовать это явление с пользой для компании.
Последние два года наблюдался взрывной рост девайсов, веб-приложений и соцмедийных площадок. С каждым выходом нового продукта или запуском социальной сети, IT-руководители испытывают давление со стороны сотрудников, в том числе и топ-менеджеров, которые хотят иметь допуск к сети предприятия со своих устройств, а также получить с них допуск в Интернет. Миграция потребительских устройств, прежде всего, смартфонов и планшетов, в корпоративную среду, вызывает немало неприятных минут у ответственных за информационную безопасность.
Риск утечки данных очевиден, и потеря контроля (по сравнению с теми днями, когда IT-отделы могли привередничать) внушает беспокойство. Некоторые руководители отвечают запретами на использование принадлежащих сотрудникам устройств, но это приводит к обратным результатам. Консьюмеризация IT неминуема и, с большей долей вероятности, полезна бизнесу, даже с учетом вызываемого ей недовольства.
Почему неизбежна? Приведу пять направлений развития, которые подвели нас к тому, что я считаю точкой невозврата.
1. Рост социальных медиа как приложений для решения бизнес-задач.
Этот процесс – привычная предпринимательская деятельность. Для информационных работников социальные сети стали необходимостью и идеальным инструментом для выстраивания рабочих отношений и ведения дел. Например, Dell воспользовалась услугами Chatter (инструмент для совместной работы, корпоративная соцсеть) от Salesforce, снабдив этим приложением более чем 90 тыс. сотрудников компании. Суметь воспользоваться удобным случаем — это ключевая особенность этого инструмента, социальные связи здесь буквально означают продажи. Работодателям необходимо продвигать такой тип совместной работы, а не угрожать ему.
2. Рабочее место перестает быть твердо обозначенным.
Согласно прогнозу Forrester, 41% работодателей планируют внедрить дистанционный режим работы, и 43% американских работников — более 63 млн — будут время от времени работать на дому к 2016 году. Гибкий график привлекателен для работы дома — или из любого другого места — но он затрудняет контроль. IT-отделам необходимо разрабатывать политику в области передачи и защиты конфиденциальных данных на устройствах, принадлежащих как компании, так и сотруднику.
3. Появляются новые мобильные устройства.
Мобильная эпоха началась. К следующему году, впервые в истории, мировые поставки смартфонов превысят поставки ПК. Такой сейсмический сдвиг обнажит все растущее желание сотрудников работать с персональными гаджетами. И значительно возрастет давление на сотрудников IT-отделов: обслуживание и поддержка выбранных пользователями устройств и приложений ляжет на их плечи.
4. Смена бизнес-модели требует подкованных в технике сотрудников.
Прибавьте к росту социальных медиа электронную коммерцию и мобильные устройства, и вы получите рынок, в котором сарафанное радио влияет на покупательские решения вплоть до половины случаев. Согласно данным McKinsey and Company, «непосредственное общение – основной фактор в 20 до 50% всех решений о покупке». В виду того, что контроль за корпоративными брендами переходит к онлайн-разговорам, за пределами компетенции компании, организации в значительной степени будут ценить работников, авторитетных в соцсетях и способных ориентироваться в экосистеме.
5. Ожидания работников от корпоративных IT меняются.
Подходящие кандидаты не хотят отказываться от своих устройств, рекрутинговые возможности и привлекательность компании, не идущей навстречу сотрудникам, снижается. Представьте, как в 2011 выпускница университета отреагирует, когда на своем новом рабочем месте, включив ПК, увидит закрытую для коммуникаций версию операционной системы, первый релиз которой состоялся, когда этой выпускнице было двенадцать лет.
В последние годы тенденция такова, что нельзя ограничиться спорами на совещаниях, уже пора принимать важные бизнес-решения. И дальновидные руководители принимают такие решения, потому что современные технологии необходимы бизнесу. От подбора сотрудников, их удовлетворенности - к управлению репутацией торговой марки, к новым бизнес-моделям. Пользовательская техника – это деловой вопрос, а не дебаты о политике информационной безопасности.
Сегодняшние тенденции еще не достигли полного расцвета, а значит желание перемен в большинстве IT-предприятий будет только усиливаться. Организации, продуманно и решительно среагировавшие, будут снимать сливки до окончания мобильной эры и позже. Как нужно действовать?
Сформулировать философию компании по отношению к обустройству рабочего места и использовать ее как точку опоры для разработки дальнейшей стратегии.
Осознать, что политика по защите данных, в определенных рамках ограничивающая социальные приложения, действительно повысит уровень безопасности и снизит риск потерь. Способствуйте развитию таких мер для сотрудников, использующих различные девайсы и приложения.
Смягчить правила, запрещающие сотруднику использовать личные устройства в рабочем пространстве, начиная со смартфонов.
Выпускать корпоративные приложения для совместной работы, в которых за образец взяты лучшие стороны пользовательских коммуникаций и социальных медиа.
Понаблюдать, смогут ли планшеты (оплаченные фирмой или личные) заменить рядовым сотрудникам и топ-менеджерам разнообразные гаджеты.
Разъяснить позицию компании относительно совместного покрытия затрат.
Разработать экономическое обоснование для дополнительных инвестиций, связав бизнес-стратегию с планированием трудовых ресурсов, материальной базы и стратегией в отношении пользовательской техники.
Изучить настольную виртуализацию и другие новые технологии для уменьшения рисков потери данных.
И последнее, цель - не выделять средства, а позволить работникам использовать удобные им девайсы, не перекладывая решения о покупках на их плечи.
Суть консьюмеризации в человеческих желаниях. Люди хотят работать так же, как и живут, - использовать Интернет для налаживания отношений и общения. Это фундамент для следующего предпринимательского шага.
Компании, быстро и продуманно урегулировавшие отношения сотрудников и IT-отдела, получат больше возможностей для привлечения талантов, реализации новых бизнес-моделей и повышения конкурентоспособности. Так зачем с этим бороться?