На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мечта Марка Цукерберга разлетелась на куски

Фото: cnn.com

Несколько месяцев назад Facebook представила карту, которая показывала, что связи в социальных медиа очень похожи на карту Земли на первых снимках 1960-х годов. Виртуальная карта показывает связи в мире друзей Facebook – число которых приближается к 700 млн – в виде лучей света. Тонкие, как паутина, нити связали все крупные города на планете. Города сияют как звезды. Никто этого не сделал, но просто представьте себе, как будет выглядеть карта, если в нее добавить пользователей Twitter, число которых в прошлом месяце превысило 300 млн человек. И все это произошло за последние пять лет.

Получается 1 млрд. пользователей; и кто знает, связаны ли они на самом деле? Кстати, максимальное число друзей в Facebook составляет 5 тыс., но нет никаких ограничений на количество фолловеров в Twitter.

Так что же получается в итоге? Мы создаем какой-то мегамозг, смотря на эту воображаемую карту и «зафренживая» всех подряд? «Не так быстро» - говорит Крис Тейлор (Chris Taylor), журналист CNN.

Исследование, опубликованное в этом месяце, показывает, что цифровой трайбализм (приверженность к собственному узкому кругу людей) жив и здоров даже в эпоху социальных сетей. Я говорю не о странах, корпорациях или спортивных командах, хотя они и так уже сделали достаточно. Я говорю о племенах в буквальном смысле - о деревнях, где живут небольшие группки людей. Человечество жило так вплоть до ХХ века на протяжении почти всей истории.

И вот такие группы мы сделали сами еще раз – теперь уже виртуально.

Ученые из Университета Индианы собрали воедино диалоги 1,7 млн пользователей Twitter за шесть месяцев. В общей сложности получилось 380 млн твитов. Что же они хотели узнать? Они хотели выяснить, действительно ли эти люди чем-то соединены. Это не должны быть фолловеры или ретвитеры, и это не должна быть даже простая передача сообщения с «собачкой» кому-то – нет, сколько реальных диалогов идет в Twitter, допытывались ученые? Со сколькими людьми может общаться один человек, пока у него не задымится мозг?

Эта цифра составила в среднем 150 контактов.

...Если вы читали бестселлер Малкольма Глэдвелла (Malcolm Gladwell) «Переломный момент», то вы, наверное, помните о важности числа 150. Это так называемое «число Данбара», названное так по имени антрополога, который предсказал размер «племени», где мы можем комфортно общаться. Основана эта цифра была на размере человеческого мозга в сравнении с другими приматами и средним размером их группы.

Оказывается, мы можем комфортно общаться только в группах численностью не более 150 человек. И так было с давних времен, когда человечество еще жило в африканских саваннах. Этой цифрой пользуются армии, дальновидные корпорации, не говоря уже об организаторах свадеб. Даже если вы ну очень общительный человек, все равно спросите себя - сколько из всех этих знакомых на Facebook действительно заслуживают почетного звания «друг»?

Если бы социальные сети могли менять электропроводку в наших мозгах, то когда-нибудь мы смогли бы жить в этом утопическом мире, где технологии связывают каждого с каждым значимыми отношениями. Но исследования университета Индианы приводят нас к выводу, что этого никогда не случится. Авторы объясняют это следующим образом: калькуляторы – это отличные инструменты для вычислений, но они не могут превратить нас в гениев математики. Они не расширяют естественные пределы нашего мозга. Facebook или Twitter – тоже. И, может быть, это даже хорошо.

А вот что социальные сети нам дают, так это возможность выбрать группу из этих 150 человек. Вместо того чтобы быть заточенными в деревне, как это случалось на протяжении всей истории, мы сделали для себя свои виртуальные деревни, которые подходят персонально нам. Мы слепили эти «деревни» из семьи, друзей, коллег и учителей, и даже тех людей, с которыми мы как-то встречались на выходных.

В общем, смысл в том, что этот круг нет смысла расширять. Например, популярное приложение для iPhone под названием Path ограничивает количество ваших контактов вообще всего пятью десятками людей.

Пожалуй, только тогда, когда мы будем в сети, которая принудительно ограничивает число наших контактов 150 персонами, мы сможем увидеть реальную карту мира.

Автор: Артур Лоянич, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх