На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Война пиратам уже проиграна

Фото: flickr.com/will-lion

Давайте попробуем ответить на вопрос, кто главный враг видео- и аудиоиндустрии в Рунете: соцсеть «В Контакте», которую не раз называли главным хранилищем пиратских материалов в России? Или YouTube, который находится «под крышей» Google и мешает здоровой конкуренции на рынке? Или во всем виноваты российские пользователи, которые привыкли не платить и не хотят менять своих привычек? В рамках живой дискуссии на конференции «Медиабизнес» газеты «Ведомости» участники рынка обсуждали различные способы монетизации контента, но в итоге разговор свелся к теме пиратства.

Дмитрий Коннов, гендиректор «Universal Music Russia», рассказал, что для компании цифровой бизнес начинался с рингтонов в 2006 году. В Интернет удалось войти позже — только 1 января 2008 года. До этого дня 4 часть Гражданского кодекса отвергала факт существования Интернета как правового пространства, из-за чего доказать свои права на контент было невозможно, как только он попадал в Сеть. Изменения в законодательстве зародили надежду на чудо — «появление в России собственного iTunes», вспоминает Коннов. «Я хорошо помню первую половину 2008 года, когда в офисе нашей компании мы наблюдали очередь людей с зажатыми в кулачках деньгами».

«В Контакте» попала в черный список RIAA

Мечты бизнесменов о русском iTunes развеялись к концу года — грянул финансовый кризис. Число людей, не знающих, во что им вложиться, заметно сократилось. Была и еще одна причина, по которой не суждено было появиться русскому iTunes, считает Дмитрий Коннов. «В ноябре 2006 года тогда малозаметная и малоинтересная социальная сеть «В Контакте» запустила музыкальный сервис — тот самый музыкальный сервис, который привел к плачевному результату к 2012 году. Музыкальный сервис увеличил количество подписчиков «В Контакте» за 6 месяцев с 1 до 10 млн человек, и уже в 2009 году стало понятно, что факт наличия бесплатного, пиратского стриминга фактически сводит на нет любые усилия по созданию интернет-магазинов и вообще дискредитирует идею потоковой музыки».

«В Контакте»: «У нас весь контент обеляется»

 Как подчеркивает Дмитрий Коннов, музыка — самый легкий для пиратства контент. Один удачный трек может быть скачан бессчетное количество раз. «В этой ситуации главным врагом музыкальной индустрии в России является сайт «В Контакте», - заявляет он. - Все попытки договориться о более или менее справедливом распределении рекламных доходов привели к нулевому результату. Сейчас все компании в определенном порядке начинают судиться. Есть положительная динамика: если раньше «В Контакте» выигрывала суды на раз-два, то сейчас существуют прецеденты, когда суд неожиданно начинает слушать правообладателя».

Торговое представительство США недавно выпустило ежегодный доклад, цель которого подчеркнуть недостаточные меры по защите авторских прав со стороны некоторых торговых партнеров США. И России в очередной раз «попало» за «В Контакте. Впрочем, со стороны не кажется, что гендиректор соцсети, Павел Дуров, относится к таким обвинениям серьезно.

Сам Дмитрий Коннов особое внимание обращает, что он как раз не против научно-технологического прогресса. Напротив, цифровую музыку он считает благом для индустрии. Возврат к «ужасу под названием виниловые пластинки» или зажевывающим пленку магнитным кассетам он видит разве только в страшном сне. «Но так получилось, что сегодняшее законодательство не поспевает за технологическим прогрессом. Этим пользуются пираты и пользуются популисты, которые обсуждают отказ от авторских и смежных прав и передачи контента во всеобщее достояние». Основная проблема индустрии, на его взгляд, в полном отсутствии борьбы государства на стороне правообладателя.

Tvigle.ru бесплатно покажет кино «Ленфильма»

 Егор Яковлев, гендиректор Tvigle Media, развенчивает мифы о пиратах. Первым заблуждением он считает всеобщую убежденность в том, что пираты — это современные Робин Гуды, отбирающие у толстых и глупых правообладателей незаконно нажитое добро. Загвоздка в том, что добро они отбирают, только бедным не раздают, — наполовину Робин Гуды, считает Егор. Второе заблуждение заключается в том, что легализация приведет к недоступности контента и к ухудшению его качества. «Это тоже неправда. Весь наш опыт показывает, что как только что-то становится легальным, оно становится быстрее и качественнее».

Разговор о заблуждениях продолжил Александр Менн, председатель совета директоров ГК«Союз». Он считает, что на Западе за контент не любят платить так же, как и в России. В качестве доказательства он приводит такие расчеты. Число проданных за 2010 год треков через iTunes он поделил на число «музыкальных» устройств (iPod и частично iPhone) и получил примерно 20 песен на человека в год. «Понятно, что устройства покупались не для того, чтобы за год скачать 20 песен — значит, они берутся из других мест, которые ни в какие отчеты не попадают».

Александр Менн считает, что нельзя заставить потребителя отказаться от того, к чему он привык – от потребления бесплатного контента. Никакие государственные меры регулирования не помогут. «Эта война уже проиграна», — констатировал он. — Переучить сознание невозможно. Нужно думать, как по-другому стимулировать творцов, чтобы они не перестали заниматься своим делом. Но биться за то, чтобы заставить пользователей платить, по-моему уже безнадежно». Также он полагает, что у музыкальной индустрии на цифровом рынке перспективы рекламной модели гораздо хуже, чем у видеорынка». Если перед фильмом или видеороликом можно дать рекламу в 30 секунд, то перед трехминутным треком такое не пройдет».

Дмитрий Коннов видит будущее музыкальной индустрии в премиум-сервисах наподобие Spotify (в России недоступен), которым можно пользоваться как бесплатно, так и оплатив неограниченный доступ. В пример он ставит Швецию, где количество платных аккаунтов насчитывает 1 млн. «В этой стране, известной не только шведской семьей и сыром, но и наличием пиратской партии, проживает 8 млн человек». Он пришел к выводу, что люди готовы платить за доступ к базе, но не готовы платить за песни или альбомы. Именно так музыкальная индустрия будет зарабатывать, и именно такой способ потребления контента перебьет пиратский, заключает глава Universal Music в России.

Егор Яковлев рассказал о результатах исследования «одной американской компании» (результаты не были обнародованы), которая померила онлайн-просмотры в «одной замечательной соцсети» и получила 4 млрд просмотров в месяц со средней длиной в 13-16 минут, то есть, в основном, сериалы и художественные фильмы, пояснил он. «Вот мы тут сидим и говорим: «Мы 28 фильмов продали, а мы 42, а мы там 116 фильмов — а тут 4 млрд отгрузили парни стримом в месяц», — недоумевает Егор. Работать на рынке, где часть очень крупных игроков правила этого рынка не соблюдает, очень тяжело. «Не соблюдать мы тоже можем, рассуждает он. — У нас 330 тыс. зарегистрированных аккаунтов на Tvigle, завтра каждый из них сможет разместить замечательные сериалы от своего имени. И мы также будем сидеть и говорить: «А может это Джеймс Кэмерон загрузил - мы же не знаем. Ну вы докажите, что он не сам со своего компа загрузил». Два года суд, ролик сняли, а через 10 минут он опять загружен. Может, опять Джеймс Кэмерон? Сейчас все это так работает».

Соня Соколова рассказала о другой бизнес-модели, когда музыка предлагается слушателям бесплатно, и музыкальный контент по сути представляет собой рекламу для исполнителей и привлекает потенциальных зрителей на концерты. Именно так работает возглавляемый Соней сайт «Звуки.ру».

Представитель Universal Music считает, что несмотря на плюсы такой модели, она должна существовать вне концертного рынка — «иначе эта артистка или этот артист потеряет голос, сопьется или познакомится с тяжелыми наркотиками значительно раньше, нежели это должно было произойти логическим путем». Такая модель обрекает нас на отсутствие русской Адель или Леди Гага (любимый вопрос российских журналистов — "Где они?", признается Дмитрий). Более того, Дмитрий Коннов поддерживает «фанерщиков», которых, как он считает, заслуженно получили российские любители дармовщины: «Вот вам страшные размалеванные страхолюды, которые несинхронно танцуют под чужую фонограмму на сцене. Получайте то, что заслужили».

Егор Яковлев не верит в модель фримиум. «В страшном сне могу себе представить сериал, который снимается за бесплатно, и в страшном сне могу себе представить сезон «Доктора Хауса», который снят по этой модели. Конечно, никогда бы такого не случилось». Замечательные ребята, которые снимают +100500, при всем уважении, не снимут «Хоббита», потому что это несколько тысяч профессионалов высшего уровня, которым нужно свои семьи кормить и у которых тоже есть другие интересы, помимо того, чтобы работать за бесплатно.

Если говорить о видеоиндустрии новых медиа, то она не способна привлечь создателей контента интересными деньгами, и корень всех бед — YouTube, собирающий 53% мировой аудитории, считает Егор Яковлев. «Это бизнес, который убивает все начинания. Это до сих пор убыточный бизнес, который живет только за счет того, что у него есть большой Google, который зарабатывает. А так давно бы он закрылся. И если вы небольшая продюсерская компания, которая хочет показать что-либо на своей платформе, у вас не получается. Если вы придете на YouTube со своим видео, вам заплатят такие копейки, что вы ботинок новых себе не купите».

Анна-Мария Тренева, представитель «СТС Медиа» не видит в YouTube подобных угроз. «Возможность для производителей контента для новых медиа в том, что они могут напрямую договариваться с рекламодателем производить контент за рекламные деньги и размещать его на любых платформах», — говорит Анна-Мария.

Александр Менн считает, что когда индустрия выйдет на 10% скачек от общего потока, значит, она состоялась. До этой поры она находится в стадии развития и ищет пути монетизации. Концепт win-win (когда в выигрыше все) в индустрии сегодня не найден. Правообладатели, в первую очередь мейджоры, часто просят условий, когда выигрывают только они.

Автор: Елена Фирсова, ведущий обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх