На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

YouTube: тихая революция на рынке медиаконтента

Фото: flickr.com/karljonsson

В этом году на VAB можно встретить немало российских компаний. Мне тоже выпала честь посетить это мероприятие, и появился повод окинуть взглядом прошедший год и попробовать понять, каким образом YouTube стал, пожалуй, самой привлекательной площадкой для легального распространения видео в Рунете.

Около двух лет назад в России начался бум онлайн-кинотеатров. Громкие старты и обширный PR таких проектов как Ivi.ru, Zoomby.ru, Now.ru, Videomore.ru и еще около десятка проектов, половина из которых закрылась, так и не успев завоевать хоть какую-то аудиторию. И на этом фоне незаметно стартовала партнерская программа YouTube для производителей и дистрибьюторов премиум-контента в России.

Что позволило YouTube превратиться в лидирующего игрока на российском рынке легального видео?Прежде чем ответить на этот вопрос, поясню, что позволяет мне делать предположения о YouTube, как о лидере российского рынка легального видео.

В открытых источниках Google распространяет информацию о 3 млрд просмотров видео на YouTube ежедневно. Причем, около миллиарда из них – монетизируется. Т.е. более трети просмотров приходится на гарантированно легальный контент, предоставленный премиум-партнерами. Какова же ситуация в России: исходя из наших оценок, мы можем предполагать, что ежедневно на YouTube просматривается не менее 100 млн единиц легального российского премиум-контента: мультфильмов, фильмов, передач, авторского видео. Эти цифры, а также наш собственный опыт, позволяют получить беглый анализ посещаемости партнерских каналов. На сегодня только наши партнерские каналы ежедневно генерируют несколько миллионов показов видео. Для сравнения: крупнейший российский видеохостинг RuTube.ru в качестве своего достижения называет 1 млн просмотров видео в день. Какая часть из этих просмотров приходится на легальное видео – не уточняется. Другой «монстр» российского онлайн-рынка: онлайн-кинотеатр Ivi.ru рапортует о 500 тыс. просмотров видео в день. То есть, по самым скромным оценкам, легальный видеотрафик YouTube сопоставим со всеми отечественными проектами вместе взятыми.

Итак, что же позволило YouTube вырваться в лидеры. Факторов успеха можно насчитать несколько десятков, но все же остановлюсь на основных.

Глобальная аудитория. 3 млрд просмотров видео в день, статус второго (после Google) по популярности сервиса. Конечно, с такими показателями ни один российский проект не может соперничать. Глобальная аудитория заставляет буквально всех так или иначе интегрироваться с YouTube: производители смартфонов, планшетов, SmartTV. YouTube доступен на подавляющем большинстве платформ.

Ориентированность на премиум-контент и бескомпромиссная борьба с пиратством. Несколько лет назад под давлением крупнейших американских киностудий, YouTube начал кампанию по легализации контента. Правообладателям были предоставлены инструменты поиска и удаления пиратских копий видео. В то же время партнерская программа позволяла правообладателям зарабатывать на рекламе в видео, размещаемом на YouTube. Причем, продажа рекламы также входила в компетенцию Google. Тут очень кстати пришелся основной бизнес Google – продажа контекстной рекламы. То есть, от правообладателя требовалось только регулярное размещение востребованного аудиторией видео. Все остальные заботы брал на себя YouTube. За премиум-контентом потянулись и премиум-рекламодатели. Стоимость рекламы стала расти, а вместе с этим поднималась и привлекательность YouTube, как площадки для распространения видео.

Бизнес-модель. Бизнес-модель YouTube серьезно отличается от моделей российских онлайн-кинотеатров. Правообладатель сам загружает и оформляет видео, сам занимается продвижением контента вне YouTube. Это дает возможность быстро выходить на новые рынки. Некоторое время назад Netflix заявил, что не придет в Россию как минимум до 2014 года. Очевидно, что сложности выхода на новые рынки обусловлены гигантской работой по пополнению каталога видео.

Ориентированность на контент. На мой взгляд, это один из важнейших пунктов стратегии развития на российском рынке. Google не рассматривает российские онлайн-кинотеатры в качестве конкурентов. Например, сотрудничая с нами. Сегодня наш партнерский канал “GetMovies” на YouTube демонстрирует около полумиллиона видеороликов в день и обогнал по этому показателю основной проект – GetMovies.ru. То есть, в Google придерживаются стратегии здоровой рыночной кооперации, главное условие которой – привлекательный для аудитории каталог.

Работа с небольшими правообладателями через агрегаторы. Сегодня напрямую монетизировать свой контент на YouTube могут только крупные российские правообладатели. Но Google не сбрасывает со счетов и так называемый длинный хвост. Это небольшие студии и даже обычные пользователи. За последний год количество таких партнеров росло в геометрической прогрессии. Причем, растет не только количество, но и качество производимых партнерами роликов. За последние полгода мы получили около 400 запросов от правообладателей и производителей контента через наш сайт Xdigital.ru и увеличили партнерскую сеть на примерно 100 новых каналов. Для сравнения - в конце 2010 года лишь один канал из 10 удовлетворял условиям.

Удивительно, но до сих пор в статьях, посвященных онлайн-видео в России, YouTube редко упоминается в списке ведущих площадок. Похоже, что аналитики и журналисты еще не оценили тот колоссальный рывок YouTube, который может в ближайший год глобально изменить зарождающийся рынок легальной онлайн-дистрибуции видео. А точнее, эти изменения уже происходят. Возможно, дело в достаточно скромной PR-активности YouTube в российских СМИ, а также в том, что для большинства пользователей и экспертов YouTube все еще ассоциируется со смешными роликами про домашних питомцев.

Вероятнее всего, в ближайший год основная активность Google будет направлена в сторону изменения этих стереотипов. Способствуют тому и новые форматы, предназначенные для выделения фильмов, шоу, сериалов из общей массы видео и новый современный дизайн “Cosmic Panda”, доступный пока в тестовом режиме, и попытки запуска платных сервисов по продаже фильмов.

Уже скоро информация о ближайших планах Google начнет появляться в прессе. Будем внимательно следить за новостями. И конечно, за самим YouTube.

Автор: Владимир Набатов, руководитель проекта "ВебШериф"

Картина дня

наверх