На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Абоненты недоплачивают мобильным операторам

Как сообщает MForum Analytics, по итогам первого квартала 2009 года впервые произошло падение ARPU (средний доход от одного пользователя) операторов мобильной связи не только в долларах, но и в рублях. По сравнению с первым кварталом 2008 года средний ARPU упал на 3,2% (у МТС и «Мегафона» на 3%, у «Вымпелкома» - на 4%). Это соответствует обвалу долларового ARPU почти на 40%. Это не первый квартал падения - долларовый ARPU снижается начиная с третьего квартала прошлого года. «У нас по итогам первого квартала ARPU снизилось на 9% к предыдущему кварталу и всего на 4% к аналогичному периоду прошлого года», - сообщила «Руформатору» Ирина Осадчая, пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Динамика рублевого ARPU по оценкам MForum Analytics

Прирост рублевого ARPU относительно аналогичного периода предыдущего года по оценкам MForum Analytics

За это время падение уровня тарифов, по данным той же компании, составило 32%. Тарифы достигли своего исторического минимума со средним показате лем $0,037 за минуту разговора. С учетом роста курса доллара на 37% можно говорить о снижении среднего рублевого тарифа операторов на 6,8%. Таким образом, количество потребленных услуг не уменьшилось, а увеличилось на 3,9%. Иными словами, люди продолжают увеличивать использование мобильной связи, но операторы при этом вынуждены снижать цены.

Следует отметить, что тенденция уменьшения темпов роста ARPU прослеживалась и до того. Однако это первый случай, когда после традиционного падения в четвертом квартале в первом квартале следующего года рублевый ARPU не увеличился, а уменьшился. Сейчас средний пользователь отдает «Мегафону» немногим менее 350 рублей, «Вымпелкому» чуть больше 300, оценивает MForum. В МТС ARPU - 234 рубля против прошлогодних 245.

Можно заметить, что у пользователей сохранились разговорные привычки, поскольку падение ARPU несколько отстает от падения тарифов. «Снижение ARPU в годовом исчислении мы связываем со снижением потребления высокодоходных услуг, таких как роуминг и междугородние звонки, а также роста абонентской базы массового рынка», - сообщила Ирина Осадчая. В МТС отмечают большую тенденцию к снижению ARPU в корпоративном секторе в связи с общим снижением деловой активности на фоне экономического кризиса.

Возможно, операторы воспользуются тем, что использования частными пользователями базовых недорогих услуг не изменилось - скорректируют тарифные планы. Кроме того, открывается ниша для операторов с невысокими тарифами - в Москве, например, уже стартовал «Просто для общения». С одной стороны, в условиях, когда люди мигрируют на дешевые тарифы, у таких операторов не должны возникнуть проблемы с аудиторией. С другой - 2,5 рубля на мобильные телефоны других операторов - это в более чем в два раза дороже, чем среднерыночные 3,7 цента, то есть ценовые предложения мобильных дискаунтеров становятся менее выгодными по сравнению с предложениями «большой тройки». Однако пока у дискаунтеров падение ARPU меньше, чем у большой тройки - у TELE2, например, оно составило менее процента - с 217 рублей в первом квартале 2008 до 215 в 2009.

Картина дня

наверх