На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русский Twitter: развиртуализация

Обсуждение Twitter на i-Community было решено разделить на две части: «общую» - со статистикой и наиболее громкими кейсами - и «рекламную», в ходе которой обсуждались методы продвижения брендов и пользователей в формате микроблога. На деле обе они оказались тесно связаны между собой и, по сути, слились в одну большую секцию: у звезды русского Twitter Евгения Козлова (@ekozlov) спрашивали про массфоловинг, зарабатывающий на массфоловинге Никита Кабардин (@wackum) спорил с «Яндексом» по поводу количества русскоговорящих «твиттерян», а слушательницы с задних рядов выясняли, как найти среди микроблогеров мужа.

Обсуждение началось с трансляции записанного ранее интервью основателя Twitter Джека Дорси (Jack Dorsey, @Jack), в котором его спросили, как сервис будет развиваться в России. Назвав российские социальные медиа «многообещающими», он ответил, что все будет зависеть от того, какой интерес к Twitter проявят сами россияне.

Антон Волнухин (@antonme), руководящий «Поиском по блогам» «Яндекса», тут же озвучил свежие данные по количеству русскоговорящих пользователей Twitter. Все следующие спикеры уже отталкивались именно от них, пока управляющий 70 аккаунтами на сервисе Никита Кабардин не заявил, что «Яндекс» ни хрена не умеет считать».

По данным «Яндекса», аудитория Twitter в России за последний год выросла в 26 раз и сейчас составляет около 183 тыс. пользователей (несмотря на то, что на момент оглашения этой информации «Поиск по блогам» выдавал цифру, которая была на несколько десятков тысяч меньше). Точнее, речь идет о 183 тыс. зарегистрированных русскоязычных аккаунтов, с учетом того, что многие пользователи управляют сразу несколькими аккаунтами или не управляют ими вовсе, бросив микроблог после регистрации. По мнению Никиты Кабардина, более правильным будет говорить о 110 тыс. русскоговорящих пользователей Twitter.

Согласно прогнозу Антона Волнухина, миллионный русскоговорящий аккаунт Twitter при нынешних темпах роста сегмента появится в 2011 году. В настоящее время на русском языке в Twitter менее 1% записей, причем россияне чаще других используют ретвиты и вставляют в свои записи ссылки, но реже упоминают в своих микроблогах других пользователей. Антон Волнухин сообщил, что относится к массфолловингу спокойно, хотя и думает, что этот метод продвижения ждет «такая же судьба, как и спам», потому что они похожи. По его словам, в скором времени «Яндекс» представит поиск по Twitter в реальном времени.

Теле- и радиоведущий Александр Плющев (@Plushev) отметил, что в 2009 году Twitter в России перестал быть уделом гиков. Притоку новых пользователей, менее искушенных в технологиях, способствовало появление в Twitter известных персон вроде Тины Канделаки (@tina_kandelaki), позже поприветствовавшей участников конференции через видеообращение со словами «Кто не использует Twitter, тот просто отстает». Более того, в русскоязычных микроблогах уже «обкатываются» политтехнологии, примером чему может служить недавний флешмоб Константина Рыкова (@Rykov) с хэштегом #Russia. «Twitter – это коммуникация между людьми, которым в данном случае не нужны другие медиа, и эти медиа я бы назвал проигрывающими конкурентами Twitter», - резюмировал Александр Плющев.

Основатель сервиса RuTwitter Александр Малютин (@hodinar) попытался нарисовать портрет «среднего» пользователя Twitter в России. Озвученные им данные основываются исключительно на результатах опроса участников RuTwitter, что вызвало скепсис у отдельных слушателей. Итак, обычный российский микроблогер – это мужчина 20-29 лет (женщин в русскоязычном Twitter в 4 раза меньше), имеющий 268 фолловеров и следящий за аккаунтами 223 человек. Сам он оставил порядка 553 твитов, которые, вероятнее всего посвящены музыке, литературе, спорту либо технике. Для сравнения: в США типичный микроблогер – это 40-летняя афроамериканка.

Эмоциональное видеообращение Тины Канделаки стало эффектной прелюдией к последовавшему за ней выступлению психолога Марка Сандомирского (@pempu). В отличие от Олега Тинькова (@olegtinkov), интервью которого показали позже, телеведущая не постеснялась сделать сразу несколько громких заявлений. За несколько минут она успела сообщить, что «в России Twitter потеснит ЖЖ», и «грамотные люди будут зарабатывать на нем, в частности на ретвитах». Обладательница одного из самых популярных в России микроблогов отметила, что тоже планирует зарабатывать на Twitter и хочет стать первым местным стотысячником.

Марк Сандомирский, для которого Twitter, как выяснилось, является одним из психологических экспериментов, назвал увлечение микроблогингом формой информационно-интеллектуальной наркомании, от которой, впрочем, нет никакого вреда. По его словам, Twitter удовлетворяет физиологические потребности человека, соответствующие инстинкту самосохранения. Микроблогеры руководствуются мотивами «выживания», которое в данном случае стоит понимать как избавление от переживаний одиночества. Такие переживания в большей степени свойственны известным пользователям Twitter, страдающим от дефицита искреннего доверительного общения (т.н. «публичное одиночество»). «Зависимость от Twitter возникает быстрее, чем от других форм онлайнового общения», - подытожил психолог.

Корреспондент «Первого канала» Антон Коробков (@korobkov) рассказал о том, как на флешмоб в честь Деда Мороза пришло больше журналистов, чем участников, и анонсировал Twitter-акцию по сбору денег для больных детей, которая запланирована на конец марта.

Один из популярнейших «твиттерян» Рунета Евгений Козлов начал свое выступление со слов о том, что «массфолловинг работает на 100%». Сравнив популярность своего аккаунта с микроблогами Эштона Катчера (Ashton Kutcher, @APlusK), Бритни Спирс (Britney Spears, @britneySPEARS) и Барака Обамы (Barack Obama, @BarackObama) на слайдах, г-н Козлов сообщил, что использует «списки» (lists) для того, чтобы читать только тех, кто ему интересен. Рассказав об опыте рекламы в своем блоге проектов «ЧипТрип» (@cheaptrip) и Cheap & Daily (@cheap_and_daily), он рассказал о том, что в октябре планирует поездку по Америке с остановкой в офисе Twitter.

Секция, посвященная исключительно продвижению в Twitter, началась с трансляции видеообращения бизнесмена Олега Тинькова. Описав, как он оказывал давление на потенциальных покупателей принадлежащей бизнесмену сети ресторанов, оставляя твиты с пляжа, он напустствовал участников i-Community: «Twitter – это круто. Конференция – это круто. Не ретвитьте идиотов».

SMM-специалисты Михаил Гейшерик (@geisher) и Александр Блохин (@ablohin) поспорили о том, может ли Twitter при нынешнем размере его аудитории (которую Никита Кабардин сравнил с аудиторией маленького порносайта) являться эффективным инструментом продвижения бренда без поддержки кампании на других ресурсах. Судя по опыту Егора Данилова (@M0rFium) из ivi.ru - может, но, вероятно, это связано с тем, что, по замечанию Светланы Беляевой (@millle) из Fleishman-Hillard Vanguard, в русскоязычном Twitter «пасется очень узкая, специализированная аудитория».

Евангелист Microsoft Михаил Черномордиков (@mixen) с экс-коллегой Петром Диденко (@pdidenko) рассказали о том, как работа с Twitter строится в корпорации с 90 тыс. сотрудников по всему миру, что составляет примерно половину нынешней аудитории Twitter в Рунете. Через личные аккаунты сотрудников и официальные представительства в Twitter Microsoft может достучаться до той аудитории, для которой бесполезно размещать рекламу в других медиа. По словам Александра Блохина из Hiddenmarketing.ru, такие крупные компании, как Coca-Cola пока могут лишь экспериментировать с Twitter в Рунете, позволяя себя не замечать, если 183 тыс. русскоговорящих гиков вдруг откажутся пить одноименный напиток.

В завершающую секцию дискуссию о массфолловинге докладчики активно пытались втянуть подуставших и разбредающихся слушателей, которым предлагалось поднимать руки, отвечая на вопросы вроде «У кого из вас установлен оргинальный фон в Twitter-аккаунте?». Егор Данилов, чуть ли не случайно собравший огромное количество откликов об ivi.ru в Twitter еще до официального запуска сервиса, настаивал на том, что главное при продвижении – интересный контент, а массфоловеры Вадим Чернец («Сарафанное Радио», @sarafannoe) и Никита Кабардин («Киберсарафан») отстаивали скрипты, позволяющие автоматически фолловить огромное количество аккаунтов.

В итоге, каждый остался при своем мнении, а пришедшие за советами по продвижению слушатели – в замешательстве, которое лишь подкрепилось озвученными Никитой Кабардиным цифрами. Продвигаемый им аккаунт фотографа Анны Бушуевой (@AnnaBushueva) приносит клиентке множество дорогих заказов, а сумма заказов по всем 70 управляемым Кабардиным аккаунтам (по $200-300 за каждый) достигает 1-1,5 млн рублей. В довершение он заявил: «Я люблю массфолловинг, я заработал на нем 100-150 тыс. рублей при том, что это не моя основная деятельность. Каждого из вас мои аккаунты зафолловили по 10 раз».

Автор: Дмитрий Родин, шеф-редактор «Руформатора»

Картина дня

наверх