На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Оружие для бизнес-джедаев

Кто победит: радио, телевидение или Интернет? Кому верить – Льву Глейзеру или Арсену Ревазову? Куда инвестировать? Где больше «просядет» рынок – в сфере традиционных медиа или…? Бизнес-сообщество жаждало информации в надежде на то, что она поможет выбрать единственно правильную стратегию. Сегодня можно с уверенностью сказать, что выбор сделан в пользу Интернета.

Теперь пользователи всех мастей отдают свои евро-долларовые рубли виртуальному миру. С начала декабря прошлого года, говорит газета «Ведомости» (от 30.12.2008, №248), продажи по основным категориям товаров в России снизились более чем на 10%. Но примерно настолько же выросли обороты интернет-коммерции. К слову, на крупнейшем российском интернет-аукционе «Молоток.Ру» число активных лотов в конце марта 2009 года превысило аналогичный прошлогодний показатель.

Еще любопытная статистика: по оценкам iKS-Consulting, в 2008 году через Интернет с помощью пластиковых карт было куплено авиа- и железнодорожных билетов в 3,8 раза больше, чем в 2007! Более того, по данным тех же «Ведомостей», на веб приходится каждый третий рубль при оплате покупок с помощью пластиковых карт. Очевидно, что экономический кризис покупателям не помеха: люди путешествуют, тратят деньги и делают это в Сети.

Какова реакция бизнес-сообщества? Автомобильные компании вышли из числа крупнейших рекламодателей на российском телевидении. Теперь около трети авто в РФ продаются с помощью средств виртуального пространства. Аналогичным образом поступили игроки финансовых рынков, FMCG и некоторых других. Фраза «рекламодатели перераспределяют бюджеты в пользу Интернета» уже стала похожа на формулу: ее все знают и беспрестанно повторяют (Олег Ильичев, директор по продуктам Mail.Ru; Игорь Ашманов, управляющий партнер «Ашманов и партнеры»; гендиректор «Бегуна» Алексей Басов и другие).

Все, что мы сейчас наблюдаем, было предречено еще давно. Нынешний кризис лишь придал ускорение процессу «виртуализации». Еще десять лет назад пристальное внимание на веб обратили представители финансового сектора. Так появились виртуальные биржи, оформление страховых полисов онлайн, интернет-банкинг и так далее. А сейчас компании пожинают плоды своей дальновидности. Страховая группа «Уралсиб», например, сообщила, что в 2008 году объем продаж через интернет-магазин в московском регионе вырос на 155%. В денежном эквиваленте компания обогатилась на 30 млн рублей.

Если приглядеться к сектору БТиЭ (бытовая техника и электроника), здесь тоже находится подтверждение активной эксплуатации интернет-технологий. По оценке «Эльдорадо», объем интернет-торговли бытовой техникой, электроникой, компьютерами и сотовыми телефонами составляет $1,6-1,8 млрд и растет на 150-300% в год. Конкурент, «М.Видео», планирует расширять сеть электронных магазинов. Аналогично действует и региональная сеть Domo: запускает локальный интернет-магазин после освоения каждого нового города. В целом, объемы электронной коммерции растут в среднем на 130% в год. А на вашем сайте уже ведутся интернет-продажи?

Однако онлайн-магазин - не предел возможностей Интернета. В секторе B2B популярность набирают электронные торговые площадки (ЭТП). Они позволяют находить партнеров, поставщиков и заказчиков; заключать контракты по выгодным ценам, упрощать процесс закупок в целом. Пользуясь ЭТП, компания-участник может применять такую торговую процедуру, которая обеспечивает лучшие условия по предложению и цене. Компания IBS утверждает, что проведение конкурсов и аукционов позволяет сэкономить до 20% на закупках. В подтверждение пример из жизни: электронные торги снизили расходы РАО «ЕЭС России» на организацию закупок более чем на 50%.

При этом не все компании преследуют цель немедленного увеличения продаж. Интернет-супермаркет программного обеспечения Softkey в своем стремлении выстроить бизнес по максимально комфортной для покупателя модели обратился к нам с задачей создать онлайн-центр экспертизы и продуктового консалтинга IT4All. Как известно, на решение клиента о покупке товара или услуги сильно влияет сторонняя рекомендация. Тем более если ее источник – признанный авторитет. Найти полезный отзыв, когда дело касается программного обеспечения, как говорит в известной сказке Корней Чуковский, нелегкая работа. Еще сложнее получить информацию из первых рук. Именно эти две потребности покупателей легли в основу проекта. Как это работает? В процесс общения на проекте IT4All вовлечено четыре группы участников: клиенты, эксперты, дилеры и вендоры. Каждый участник ведет онлайн-жизнь сообразно своему статусу. Таким образом, накапливается база знаний, открывается возможность получать консультации из первых рук.

Другой случай не совсем коммерческого проекта, с которым недавно пришлось столкнуться, портал «МедСпутник». Идея проекта – создать ресурс, посвященный медицинской и общеоздоровительной тематике. Возникает резонный вопрос: «Зачем?». Подобных сайтов много, однако конкуренты уступают по функциональности, во-вторых, материалы традиционно изобилуют терминами или слишком общими понятиями. Используя блага Интернета, «МедСпутник» сумел предложить аудитории необычное решение: сайт не имеет структуры в традиционном понимании. Безусловно, есть фиксированные разделы, определена возможная тематика для каждого из них. Но наибольшая нагрузка приходится на так называемый «обвес» – блоки, расположенные вокруг этих «статичных частей» сайта. В блоках выводятся материалы, близкие к теме раздела, в котором мы находимся, наиболее популярные среди читателей, а также максимально соответствующие интересам посетителя. Создается впечатление, что сайт живой и чутко реагирует на поведение гостей – выдает информацию в соответствии с актуальными потребностями.

Теперь предлагаю взглянуть на все происходящее с позиции умудренных опытом старцев – отстраненно и объективно. Попытки использовать Интернет для бизнеса сводятся к трем стратегиям. Первая – сократить издержки, используя возможности веб-разработок. Здесь речь идет об оптимизации бизнес-процессов, налаживании эффективного взаимодействия с клиентами и партнерами, сокращении сроков выполнения рутинных операций. Вторая стратегия – получение дополнительных доходов за счет использования Интернета как нового канала сбыта. Здесь и находят применение различные формы электронной коммерции. И третья стратегия совмещает в себе первые две. Ее цель – создание уникального предложения (продукта) с помощью веба. Многие уже стали понимать это и пожинают плоды.

Подводя итог, хочется отметить, что переход бизнеса и потребителей в Интернет можно смело отнести к разряду трендов. А использовать новые возможности могут не только компании-гиганты, но и средний бизнес. В настоящее время развитие технологических платформ позволяет получить требуемые решения за адекватные деньги…и тогда вам откроется истина: Интернет – это «элегантное оружие для более цивилизованной поры». Оружие борьбы с издержками, кризисом, конкуренцией и прочими помехами на пути настоящих бизнес-джедаев.

Автор: Софья Плаксина, руководитель отдела рекламы и PR компании "Ленвендо"

Картина дня

наверх