На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир гонится за Apple

Фото: flickr.com/12905355@N05

Несколько лет назад два вдохновенных фаната «яблочников» написали книгу под названием «iКона» про Стива Джобса (Steve Jobs). Себя они называют преданными фанатами, но не понимают, что изобразили в этой книге монстра.

Джобс предстал перед нами глазами Джеффри Янга (Jeffrey Young) и Вильяма Саймона (William Simon) совершенно непримиримым мерзавцем, который не считается с мнением окружающих, предпочитает навязывать всем свою волю, капризничает и ведет себя как избалованный ребенок. Так оно и есть. Только не вздумайте сказать об этом фанату Apple — его глаза нальются кровью, и вы станете его смертельным врагом. За то, что оскорбили кумира. Икону. Но без своей харизмы Джобc фактически никто. Даже несмотря на несколько провалов за эти 30 с лишним лет, все остальное подчиняется ему и подчиняет он.

Смотрите, как все происходит. Apple выпустила компьютер Macintosh в 80-х, и весь мир сегодня считает Mac эталоном качества, дизайна, причем по совершенно заоблачной цене. И, что интересно, начинка у компьютера средняя. Цену не снижают, надо полагать, потому, что иначе «статус пропадет-с». Даже Sony Vaio стоит вдвое дешевле, а их можно назвать самыми дорогими из существующих «консьюмерских» ноутбуков.

Apple выпустила на рынок iPod — довольно среднего качества плеер с дешевыми наушниками — по высокой цене, а в первых версиях страшно неудобного по всем параметрам, но весь мир сходит с ума по iPod. Apple выпускает iPhone — и буквально все производители бросаются, сломя голову, в гонку за сенсорным экраном, на котором, к слову, больших трудов стоит набирать текст. Но Джобс сказал, что это круто. И все поверили.

Apple выпустили MacBook Air, и шумиха поднялась из-за того, что он был «самым тонким ноутбуком в мире», что, надо сказать, не соответствует истине. Неважно, что нет нужных слотов, привода, убогая камера… Это же продукция Apple, за нее не жалко отдать те самые $3-4 тыс., хотя за эти деньги можно купить сверхнавороченный лэптоп, не имеющий отношения к Apple.

Наконец, iPad. Большой iPhone, непонятно для чего предназначенный. После его появления все тут же бросились придумывать ему различные предназначения: посмотреть кино, поиграть в игры, почитать книги, посидеть в Интернете из туалета. Можно подумать, это нельзя делать на ноутбуках, субноутбуках или ноутбуках с поворотным дисплеем. Можно, но Apple сказала, что все должны пользоваться iPad, потому что это круто. Мир согласился и пользуется iPad, потому что это круто. А теперь еще и модно. И, как и в случае с iPhone, все остальные вендоры бросились догонять ушедший поезд и собираются выпускать такие же планшеты с тачскрином вместо того, чтобы придумывать свое, чего не боится делать Apple, и смертельно боятся все остальные игроки. Смею предположить, что следующая новинка от Джобса, какой бы неудобной и бесполезной она ни была, точно так же перевернет мир. Вы думаете, что это вы решаете вопрос о покупке продукции Apple? Нет, это Apple решает за вас, что вам нужно купить ее продукцию.

В недавней статье «Руформатора» приводился анализ рынка нетбуков, и динамика на нем не зависела напрямую от продаж iPad, как хотелось бы думать многим любителям продукции Apple. Она была отдельно, сама по себе. Но «яблочникам» удобно думать, что мир делает выбор в пользу iPad и в ущерб нетбукам — как доказательство своей правоты. Тогда как это совершенно разные сегменты.

Нельзя не упомянуть о странной политике компании в отношении всего. Понятно, что продавая обычные устройства по непомерно задранным ценам, надо чем-то себя оправдывать. Apple для этого постоянно выкидывает коленца, привлекая внимание странным поведением, не соответствующим общепринятым нормам: презентация — ночью, комментарии прессе — не даем, пользователи продуктов Apple на платформе Windows получают сообщения об обновлениях продуктов, которые у них не установлены и не нужны — и так далее.

Напрашивается только один вывод: Apple вообще и Стиву Джобсу в частности нет дела до того, удобно вам или нет, потому что если вы преданный фанат Apple, вам все понравится, даже набирать SMS на крошечном тачскрине Айфона. Потому что вы уже забыли, что делали это куда быстрее на обычной клавиатуре телефона с Т9.

И что самое страшное — людям нравится, что на их мнение плюют с потолка. За такие слова меня сейчас должны распять, потому что еще меньше люди любят, когда им говорят о том, что им нравится быть униженными. Да, такова маркетинговая политика Apple, и ею движет желание Стива Джобса. И если бы не его харизма, не видать бы вам презентаций iPhone в два часа ночи и сверхдорогих компьютеров, которые стоят на самом деле раза в три дешевле.

Apple давно дергает ниточки IT-мира, являясь законодателем мод и там, и в ночных клубах Москвы. Но, кстати говоря, даже самые преданные фанаты компании начинают поднимать голову и публично возмущаться, потому что «яблочники» и правда перегибают палку. Вопрос в том, тенденция это или разовый прокол, которых у Apple за всю историю было предостаточно.

Выводы? Сделайте их самостоятельно. Потому что как минимум последние лет пятнадцать все вышесказанное лежало на поверхности и как бы не замечалось. Значит, либо всех все устраивает, либо и правда никто ничего не видел.

Уже можно открыть глаза.

Автор: Артур Лоянич, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх