На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российская антипиратская организация: «Пиратство «Интерфильма» несло всемирную опасность»

С полной версией интервью руководителя юридической службы Гильдии продюсеров России Сергея Семенова и директора Российской антипиратской организации Российской антипиратской организации Константина Земченкова можно ознакомиться на сайте «Кино-Театр.РУ». «Руформатор» предлагает наиболее интересные выдержки из этой публикации, рассчитывая на то, что они не покажутся вырванными из контекста:

Сергей Семенов, руководитель юридической службы Гильдии продюсеров России:

- «У многих интернет-пользователей есть опасения, что изменения в законодательстве будут ограничивать свободу общения, свободу доступа к информации.

Нет, к этому мы не призываем. Но! Давайте будем называть вещи своими именами: использование произведений в Интернете, которые являются чьей-то собственностью, без разрешения собственника, является воровством»

- «Запись [покупателем легально продающегося фильма - прим. ред. ] на жесткий диск осуществляется законно, конечно, потому что в Гражданском кодексе предусмотрено право на так называемое «домашнее копирование»… Но есть большое исключение: использование исключительно в личных целях. То есть, если вы скопировали произведение для себя, то здесь нарушения никакого нет. Но проблема в том, что если вы участвуете в файлообменных системах, то с того момента, как вы скачали что-то, вы сами становитесь «раздатчиком». Вы «раздаете» этот контент помимо вашей воли. Когда вы стали раздатчиком, вы нарушаете как минимум одно право, предусмотренное нашим законодательством: - право на «доведение до всеобщего сведения». Так вот, когда пользователь Сети начинает «раздавать», он автоматически становится нарушителем авторского права, со всеми вытекающими последствиями. Безусловно, этот человек не может являться основной целью преследования в борьбе с интернет-пиратством, потому что ни одна правоохранительная система не сможет совладать с таким огромным потоком пользователей».

- «И я хотел бы, чтобы вы меня правильно поняли: скачивание, к сожалению, не является у нас преступлением, потому что у нас есть исключение из авторского права, которое предусматривает воспроизведение в личных целях».

- «Есть расчеты, не наши, а независимых аналитических центров, что дневной доход среднего пиратского сайта составляет от 2,5 до 5 тыс. долларов. За день. А потери легальной индустрии составляют несколько миллиардов долларов в год!».

- «Посмотрев фильм, скачанный из Интернета, не факт, что народ пойдет в кино или купит DVD. Мы, правообладатели, исходим из того, что скачанный фильм является прямым убытком для легального использования фильма. Взять, например, музыку: скачали, послушали, потом купили диск и слушаете эту музыку несчетное количество раз, пока она у вас в ушах не навязла. Музыку можно использовать сколько угодно. Но если вы знаете, чем закончился детектив, кто убийца в этом фильме, я думаю, что вы не пойдете смотреть этот фильм второй раз.

В любом случае, это вопрос спорный, и мы считаем, что убытки правообладателей напрямую зависят от количества скачивания. Есть методики, когда количество ссылок умножается на количество скачиваний ежедневных, потом это умножается на среднюю стоимость, и получается в среднем, что фильм, причем, достойный фильм, за период активного проката теряет около миллиона долларов».

- «В Интернете пользователь приходит на сайт и спокойно смотрит, скачивает, обменивается файлами, зная заранее, что этот фильм размещен там незаконно. Это все равно, что украсть у автора книгу, напечатать ее или оцифровать и где-то разместить. К моему огромному сожалению, огромная часть нашего замечательного населения являются пособниками незаконной деятельности. Фактически, происходит скупка краденого».

- «Я понимаю, что вряд ли судебная практика пойдет по пути усечения прав пользователей. Здесь есть много проблем, и эти проблемы и юридического плана, и социального, и экономического. Но можно принять закон, который бы более четко регулировал обязательства тех лиц, которые делают доступными незаконно скопированные произведения, а именно: владельцев сайтов, операторов, трекеров, владельцев социальных сетей и так далее. И одним из направлений работы по усовершенствованию законодательства в этой сфере является рассмотрение вопросов - какая должна быть ответственность сервис-провайдеров и должна ли она быть вообще… Не могу себе представить, что оператор сети не имеет возможности смотреть, что же происходит у него в сети. Это сложно, для этого нужны дополнительные деньги, но представить себе он вполне может».

- «В конечном итоге пиратство не потому плохо, что кто-то незаконно нарушает чье-то право, а потому, что оно разрушает искусство. А кино, как искусство, имеет одну очень большую особенность. Это еще и производство. И без производства, без вложения огромных организационных и творческих усилий, значительных средств, сделать качественное кино невозможно…Я не думаю, что общество у нас настолько прогнило, что движение, которое ставит своей целью паразитировать на чужой собственности, и тем самым разрушать базу создания культурных ценностей, в том числе кинопроизводства, найдет широкую поддержку».

- «Я знаю, существует расхожее мнение, что в пиратстве виноваты сами правообладатели. В одной из центральных газет бы опубликовано интервью заместителя министра внутренних дел: «Что же это такое – 250 рублей билет в кино и 150 рублей диск, у нас население столько не зарабатывает». Это было очень странно читать. Почему же никто не говорит: «Я хочу ездить на «Мерседесе», но у меня денег нет, я пойду на склад, взломаю замок, сяду в «Мерседес» и уеду».

Но нельзя же сводить все к тому, что население у нас привыкло к «халяве». Конечно, это один из тех побудительных мотивов, на котором паразитируют пираты. Сначала они не платят правообладателям, потом они используют для своих ресурсов рекламную компанию, которая стоит примерно тех же денег, что и производство фильма. Основной пиратский доход идет в те же самые сроки, в которые проходит кинопрокат. Аналитическая служба одного из сайтов посчитала, что блокбастер «Адмирал» потерял в первые две недели 10 миллионов долларов. А ведь продюсер может быть должен банку, может еще расплачиваться за костюмы, постановку. Ни один из российских фильмов, за исключением двух-трех, произведенных в прошлом году, не достиг окупаемости на уровне продюсера. А пират получает прибыль, не затратив ничего».

- «Оно (население - прим. ред. ) поддерживает пиратов, потому что есть вопрос общего правосознания населения. Потребителю надо думать о правообладателях…Если вы считаете, что наша публика недостаточно образована и развита в этическом и социальном смысле, тогда нужно просто вести работу. Работа ведь заключается не только в том, чтобы нарушителей лишать свободы (кстати, у нас несколько человек посадили за пиратство, это связано с распространением и изготовлением материальных носителей на DVD). Я не исключаю, что в скором времени наша правоохранительная система начнет понимать, что незаконное использование произведений в Интернете несет гораздо большую угрозу, чем незаконное использование охраняемых авторским правом произведений на материальных носителях.

У меня есть, например, данные о том, что на легальном сайте зарегистрировано 200-300 человек, а на нелегальном – 300-400 тыс.... Всем надо понимать: если ты хочешь, чтобы любимые актеры играли в фильмах, любимые режиссеры ставили фильмы, чтобы фильмы снимались, чтобы кинотеатры были хорошие, необходимо, чтобы деньги в индустрию возвращались. Я себе отдаю отчет в том, что множество людей просто не задумываются о том вреде, который они наносят своими действиями».

- «Все составляющие элементы борьбы с пиратством должны совпасть: и уголовное преследование, и воспитание, и просветительство. Мировая практика борьбы с пиратством показывает следующее: сначала 100% пиратства, потом людям объясняют, что это незаконно, что это ведет к разрушению определенного вида бизнеса и искусства, параллельно начинают применять правоохранительные меры. Несколько серьезных судебных решений о применении уголовной ответственности, как правило, выбивают большой процент из желающих этим заниматься. Почему? Пираты сейчас чувствуют полную безопасность этого бизнеса, следовательно, нужно создать такие правовые и практические условия, чтобы этот бизнес перестал быть безопасным для пиратов и, соответственно, снизился уровень прибыльности этого бизнеса. И люди начнут задумываться - а не договориться ли мне с автором? Так что уровень незаконного использования понизить можно».

- «На парламентских слушаниях в Думе выступал заместитель министра экономического развития и он сказал откровенно, что у правообладателя нет другого выхода, как смириться с пиратами. Нужно как-то приспособиться и получить хоть какую-то выгоду, которой пираты сочтут возможным поделиться».

- «Сейчас много говорят о том, что авторское право устарело, его надо изменить или вообще отменить. Но для меня - авторское право есть один из важнейших стимулов процесса творческого. Без авторского права процесс творчества обречен, может быть, кто-то хочет писать книги «в стол», но в кино, где вкладывается несметное количество денег в производство фильма, авторское право является гарантией того, что будут сниматься новые фильмы. Я думаю, что речь нужно вести не о компромиссе, а о том, чтобы включать Интернет в сферу интересов правообладателя, но только на условиях незыблемых основ авторского права».

 

Константин Земченков, директор Российской антипиратской организации:

- «Мы надеемся, что внесение изменений в закон обяжет провайдеров реагировать на наши письма, ведь у нас есть все доверенности от правообладателей – и американских, и российских. В Общественной палате идет работа над тем, чтобы Четвертую часть Гражданского Кодекса дополнить положением об ответственности сервис-провайдеров. Конечно, мы тоже будем нести ответственность за то, что сообщим неправильную информацию, которая повлечет за собой закрытие какого-либо сайта, а этот сайт вдруг окажется обладателем прав на данный фильм».

- «Вы не понимаете опасность «Интерфильма». Появлялся фильм в прокате, а уже на другой день «Интерфильм» выкладывал его на сайте. За рубежом перестали воровать фильмы у кинотеатров, так называемые «экранки». У них уже другое пиратство пошло – аудио. В кармане лежит небольшой плеер, и не видно – подключились вы к прибору звука или просто положили руку на подлокотник кресла. А потом они берут в «Интерфильме» картинку и туда вставляют свой текст. Все! Это пиратство «Интерфильма» несло всемирную опасность».

- «Система безопасности всех кинотеатров заключается в том, что сотрудники службы безопасности должны заходить в зал каждые 20 минут, это прописано в договоре с правообладателем проката и дирекцией кинотеатра... Более того, во многих кинотеатрах стоят камеры, охране можно сидеть в стороне и видеть – кто в зале снимает. Но мы не можем контролировать все кинотеатры, в России их около двух тысяч. Конечно, мы смотрим статистику, метим все диски, и все фильмы. И мы знаем, в каком кинотеатре была «экранка». Метка остается».

- «Одним из источников пиратских копий была система «Телекино», то есть процесс перевода изображения с кинопленки в видеоформат. Для этого используется специальное оборудование. Для того, чтобы легальный производитель смог выпустить фильм на DVD, студии, оснащенные таким оборудованием, делают оцифровку кинопленки. В этот момент подключается пират - довольно часто лица, которые имели доступ к этому процессу, создавали нелегальные копии. Мы собрали все аппараты Телекино и взяли образцы. И Госфильмофонд, и телевидение - они тоже дали образцы, и мы нашли те аппараты, на которых делали пиратские копии. Я скажу вещь неприятную для людей, которые занимаются кино: одним из источников таких копий был Госфильмофонд России. Туда сдается обязательный экземпляр до начала показа в кинотеатрах и, к сожалению, некоторые сотрудники воспользовались своим служебным положением».

- «Куда дальше снижать цены на DVD, я просто не понимаю! У нас Universal выпускает диски за 100 рублей, за 60 рублей, есть уже и за 50 рублей диски. Ну, есть, конечно, и подороже – 150-200 рублей…Легальные диски продаются в «Ашане» по 50-60 рублей. Сейчас средняя цена - 260 рублей за диск, есть и по 600 рублей и по 80-90 рублей, разные, на любой вкус».

- «Мы хотим ввести в школах факультативы, на которых раз в две недели или раз в месяц рассказывать старшеклассникам - кто такие авторы, что такое творчество, как оно охраняется, что такое охрана результатов творческой деятельности. Должно быть широкое обучение детей, чтобы они понимали, что это такое – права автора на произведение, что это за профессия – продюсер, как создается, например, кино».

- «Надо быстрее вводить ответственность провайдеров. Писать письма. Есть возможность с пиратством бороться легально. А компании-правообладатели придут в Интернет, этот вопрос сейчас довольно интенсивно обсуждается. Первой в Интернет придет компания Universal, за ней - скорее всего Warner».

- «Знаете, сколько по нашим заявлениям в год возбуждается уголовных дел? Больше тысячи. Мы все доводим до суда, например, в ноябре прошлого года были осуждены семь человек с одного пиратского завода. Владелец завода осужден на 4,5 года, его замы и остальные сотрудники – на 3,5 года. Семь человек было сразу арестовано в зале суда и уже все сидят на зоне. Раньше технологические линии после суда возвращались владельцам завода, пиратам, а сейчас все оборудование конфискуют. За два года мы закрыли 9 заводов, 57 линий, каждая из которых могла выпускать в месяц миллион дисков. Диски изъяты, конфискованы».

- «Компании-правообладатели действительно пока опасаются начинать продажи в Интернете. Пока выпуск DVD окупается, хотя доходы идут только от 60% продаж».

Автор: Дмитрий Родин, шеф-редактор «Руформатора»
наверх