Рынок персональных цифровых устройств переживает драматические перемены. Связаны они с появлением новых сегментов, которые стремительно отвоевывают значимые доли. Например, планшеты, революционные форм-факторы, которых не было еще 5 лет назад. Другой класс новых устройств, который развивает прежнее, традиционное представление о мобильных ПК, это ультрабук. И хотя концепция его пока еще не полностью принята массовым потребителем, влияние на рынок этого класса устройств настолько радикально, что претендует на гораздо большую, чем сейчас, роль.
Мы регулярно исследуем рынок и видим, что в 2013 году доля ультрабуков остается небольшой. Им принадлежит всего 10% рынка, при том, что ожидалось до 40%. Однако, эти устройства уже стали заметным явлением.
Во-первых, 10-процентную долю ультрабуков уже можно считать успехом, — ведь получена она на сверхнасыщенном и сложном рынке, в серьезной борьбе и с традиционными ноутбуками, и с новыми устройствами, планшетами и гибридными компьютерами. Во-вторых, ультрабуки вместе с планшетами фактически вытеснили с рынка такой класс устройств, как нетбуки. Сегодня большинство производителей уже прекратили их выпуск. Наконец, сегмент ультрабуков активно развивается. Эти устройства активно модифицируются производителями, которые в борьбе за рынок предлагают новые решения. Появляются новые продукты и у производителей комплектующих. Все это позволяет и наращивать производительность ультрабуков, и добавлять им новую функциональность. Значит, ультрабуки, несмотря на то, что эта концепция еще не до конца принята потребителями, имеют большой потенциал и хорошие перспективы.
В каких рамках будет развиваться этот сегмент во многом зависит от корпорации Intel. Она не только выдвинула концепцию ультрабуков как нового класса устройств, но и продолжает уделять значительное внимание ее развитию и продвижению. Конечно, появление еще одного вендора, который бы предложил свое видение ультрабуков, существенно изменило бы этот сегмент, но авторитет Intel слишком велик для того, чтобы говорить о такой возможности. Поэтому, очень важна гибкость позиции Intel в отношении требований, предъявляемых ультрабукам.
Опыт производства и продаж уже показал, что часть требований, формально применяемых к устройствам данного класса, не всегда актуальны. К примеру, ультрабуки очень часто приобретаются как замена традиционному ноутбуку для тех, кому важны компактность и мобильность. Например, для бизнес-пользователей наличие тачскрина не так важно, как производительность и увеличение срока автономности компьютера.
Развивать и постоянно переосмысливать концепцию ультрабуков важно и потому, что у этих устройств есть сильный конкурент — планшеты. Да, они существенно уступают ультрабукам в производительности. Зато — выигрывают в компактности и мобильности. К тому же, на планшетах можно легко решать многие задачи, для которых часто используются и ультрабуки. Для пользователей эти устройства часто взаимозаменяемы.
Правда, такое положение, скорее всего, — временное явление. Подобным образом проявляется «болезнь роста» начальных разработок ультрабуков. Потенциал этих устройств как серьезных инструментов для бизнеса пока не реализован в полной мере, так же, как не сформировано соответствующее представление о них у потребителей.
Большинство моделей ультрабуков сейчас выпускаются на базе процессоров Intel Core i3. У них нет видеокарт, минимально число разъемов, что ограничивает возможности использования периферии. А вот цена несопоставима высока. Отсюда — не всегда заслуженное, но распространенное мнение об ультрабуках как о «несерьезных» игрушках и не слишком высокий спрос на них.
Исправить эту ситуацию можно и нужно. Для этого необходимо приблизить ультрабуки по производительности и функциональности к традиционным мощным ноутбукам, сохранив, конечно, такие сильные качества этих устройств, как малый вес и компактность.
Часто приходится сталкиваться с принципиальной постановкой вопроса о будущем ультрабуков: быть или не быть им лет, через пять. Уверен – быть. Но будущее будет принадлежать высокопроизводительным ультрабукам, которые, при всей своей компактности, будут способны работать столь же производительно, как нынешние высококлассные ноутбуки. Сегодня же ультрабуки ограничивают пользователей, не оставляют им возможностей для маневра, не дают уверенности в том, что будут приспособлены для решения сложных задач, которые возникнут уже в ближайшем будущем.
На наш взгляд, эффективное развитие ультрабуков возможно только в одном направлении. У них нет иного пути, как превращаться в мощные и высокопроизводительные, но, при этом, легкие и удобные системы. И это — хорошая ставка для производителей, которая имеет все шансы, чтобы выиграть.
Автор: Гордон Као, директор по продажам регионов ЕМЕА и Америки, был назначен на пост директора по продажам в компанию GIGABYTE notebooks в 2012 году.
Фото: Gigabyte