На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

2х2: электронные платежи в России вырастут вдвое за два года

Несмотря на присущую значительной части российской прессы склонность к распространению тревожных слухов в отношении «надвигающегося кризиса» и «стагнации», российскому рынку электронных платежей эксперты единодушно пророчат уверенный рост. О том, на чем именно основаны такие оценки, как будет меняться данный рынок в ближайшие два года, рассказывает Евгений Козлов, директор по маркетингу универсального платежного сервиса UBANK.

 С «низкого старта»

 Россия – один из развивающихся сегодня рынков, где идет активное увеличение объема безналичных розничных платежей. При этом год от года наблюдается стабильный рост как объемов транзакций, совершенных с помощью мобильного и интернет-банкинга, так и транзакций в электронных платежных системах (электронные деньги) и рост операторских мобильных платежей. При этом все эти три основных составных части экосистемы безналичных электронных платежей развиваются достаточно гармонично, вне рамок жесткой конкуренции, дополняя друг друга и демонстрируя тенденцию к конвергенции и взаимопроникновению.

 Созданию такой ситуации мы во многом обязаны эффекту «низкого старта»: сегодня рынок российской электронной коммерции в целом и электронных платежных систем в частности еще далек от насыщения, поэтому на рынке место есть. Несомненно, что основным драйвером развития электронных платежей сегодня выступает именно e-commerce. Эта отрасль российского ритейла демонстрирует в последние годы особенно бурный рост. При этом, если в крупных мегаполисах, т.н. «большой двойке» - Москве и Санкт-Петербурге ситуация на рынке гораздо ближе к насыщению, чем в целом по России, то региональные рынки представляют собой настоящую кладовую резервов для роста онлайн-ритейла и электронной коммерции.

 Хотя в целом, по данным J&P, проникновение интернета у нас в в 2,9 раза выше уровня Индонезии, в 3,4 раза выше Китая, в 9,1 раза выше Индии), а уступает Японии (85%), США (81%) и Германии (65%), очевидно, что справедливо это по большей части для городов «большой двойки», а в регионах эти показатели сегодня находятся на достаточно низком уровне, особенно за Уралом. Таким образом, можно уверенно говорить о том, что в ближайшие несколько лет количество новых пользователей e-commerce сервисов и электронных платежных систем будет демонстрировать устойчивый рост, и прежде всего за счет развития региональных рынков.

 Мобильный фактор роста

 Судя по результатам исследования той же J'son & Partners Consulting, российская аудитория мобильного интернета растёт в два раза быстрее, чем аудитория интернета в целом. Так, в 2012 году количество абонентов сотовой связи, использующих мобильный интернет-доступ со смартфонов, показало 88%-ный подъем, а число владельцев планшетов с мобильным интернетом – рост в 8,3 раза, достигнув, соответственно, уровней в 22,5 млн и 2,5 млн пользователей.

 Согласно прогнозам аналитиков международных агентств, продажи планшетов в России в течение 2013-2015 годов увеличатся как минимум в 2,3 раза и составить в 2015 году 5,8 млн устройств, при этом рынок смартфонов вырастет в 1,7 раза, до 22,2 млн штук в год. При этом к 2015 году общий российский «парк» мобильных устройств с выходом в интернет достигнет цифры 75 млн, из которых смартфонов - 63 млн (рост в 2,3 раза), а планшетов — 12 млн штук (рост в 4,8 раза).

 Несомненно, что тренд «мобилизации» интернета играет важную роль на пути эволюции мобильного телефона в универсальный инструмент повседневной современного потребителя, и в том числе – в платежное средство. По меньшей мере, пользователи заинтересованы использованием более «продвинутого» и практичного набора функций своего смартфона или планшета, чем просмотром электронной почты или чатов. Кроме того, увеличение влияния мобильных социальных сетей меняет саму модель коммуникации людей: общение через мобильные устройства упрощается и становится дешевле.

 Количество переходит в качество

 Еще один фактор, связанный с «мобилизацией» платежей который, безусловно, оказывает действенное влияние на экосистему электронных платежей в России, - повышение общего уровня финансовой и интернет-грамотности среднего российского пользователя. По данным инициативного опроса НАФИ этого года, наиболее ярко это проявляется среди молодежи. При том, что три четверти россиян в целом знают о существовании мобильного и интернет-банкинга, наибольшая информированность в отношении мобильных сервисов наблюдается в самой молодой группе пользователей - от 18 до 24 лет. Так, 58% представителей молодежи ответили, что «хорошо знают», что такое электронный кошелек, а 57% – что такое мобильный банк, при этом про обычный интернет-банк информированы лишь 46% респондентов этой возрастной группы.

 В целом, исходя из этих данных, связанная с ростом проникновения смартфонов, планшетов и мобильного интернета среди экономически активного российского населения, мы можем уверенно предполагать, что доля потребителей, использующих свое мобильное устройство или домашний компьютер для совершения дистанционных платежей, также будет устойчиво увеличиваться. При этом в немалой степени причиной широкого распространения является приток новых, более грамотных интернет-пользователей молодых возрастов. Уже по данным опроса J&P годичной давности (октябрь 2012 г.), 44% российских пользователей смартфонов и 60% пользователей планшетов оплачивали товары и услуги с помощью мобильных устройств.

 Растущей роли мобильных устройств именно как инструментов управления личными финансами способствуют и такие тенденции, как рост поставок смартфонов с NFC-функционалом, распространение мобильного эквайринга, и, что особо важно – рост числа поставляемых на российский рынок смартфонов с предустановленным мобильным платежным приложением. Сегодня такую политику ведут крупнейший вендор российского мобильного рынка – Samsung, а также популярный в начальном ценовом сегменте индийский бренд Fly.

 Двукратный рост и новые игроки на поле

 Все вышеперечисленные тренды согласуются и с собственными прогнозами UBANK. Только в 2012 году объем российского рынка электронных платежей вырос на 24% - с 1,46 до 1,811 трлн руб., и, по нашим подсчетам, его объем в 2015 году может выражаться цифрами от 3 до 3,5 трлн рублей.

 Согласно прогнозам аналитиков UBANK, вместе с двукратным ростом рынка электронных платежей в ближайшие два года, в России будет наблюдаться существенное расширение доли небанковских платежных сервисов. Сегодня такие игроки занимают около 1/3 от общего объема рынка, а к 2015 году их доля может увеличиться до 40%.

 Данный тренд обусловлен, прежде всего, такими факторами, как текущее разнообразие различных платежных инструментов у российского потребителя, используемых для различных «нишевых» целей – от дебетовых и кредитных карт до электронных кошельков, предоплаченных карт (согласно российскому законодательству также являющихся электронными деньгами) и средств лицевых счетов у мобильных операторов.

 Необходимость объединения всех этих финансовых инструментов в рамках сервиса «универсального электронного кошелька» неизбежно будет порождать в ближайшие два года рост таких сервисов в различных конфигурациях именно от небанковских операторов. При этом банки (в силу естественной ограниченности собственной клиентской аудитории и непрофильного характера ИТ-разработки для своего core business) будут извлекать лишь пользу от участия в таких проектах в качестве инфраструктурных партнеров («опорных банков»), а не конкурировать с ними. При этом участие банков будет и определенной гарантией безопасности таких платежных сервисов, подразумевая необходимую для банков обязательную сертификацию всех платежных процедур по стандартам PCI DSS.

 Увеличение числа новых и рост функциональности существующих «универсальных кошельков» от небанковских игроков на рынке электронных платежей видится нам особенно важным сегодня, учитывая растущую потребность российского онлайн-ритейла в унификации своей внутренней платежной инфраструктуры и одновременно – в увеличении числа доступных способов оплаты товара для покупателя. Появление на рынке все большего числа простых, удобных и безопасных (как для ритейлера, так и для конечного потребителя) «платежных шлюзов» с возможностью выбора удобного для пользователя источника платежа (будь то электронный кошелек, банковская карта или иной метод оплаты), должно сыграть в развитии электронной коммерции в России роль одного из важнейших драйверов ее развития.

 Фото: content-review.com

Картина дня

наверх