Как сообщает деловая газета «РБК daily», «Комстар» собирается запустить косвенно субсидированные тарифы. Конкретные планы пока неизвестны, но возможны два способа осуществления услуги: в первом пользователь будет получать ту же скорость, что и на обычных тарифах, но за меньшую цену, во втором — большую скорость работы с сетью за ту же цену.
В обмен на это компания будет демонстрировать ему таргетированные рекламные объявления.Основные преимущества подхода достаточно ясны. Во-первых, это экономично, а, значит, найдется какая-то часть пользователей, которым предложение покажется привлекательным. Во-вторых, провайдер отличается от всех остальных тем, что через него проходит весь пользовательский трафик, то есть возможности для таргетинга, вообще говоря, максимальны. Удешевление доступа к тому или иному контенту в обмен на рекламу является достаточно распространенной практикой. Так достаточно часто поступают отдельные контент-провайдеры или сайты. Очень распространена подобная практика на мобильном рынке.
Рекламная модель предоставления платного сервиса имеет свои недостатки. Очень просто их заметить на примере Живого Журнала, очень долго экспериментировавшего с рекламой. Проблема в том, что пользователи делятся на три категории. Одни — не желающие платить, но довольствующиеся малым, вторые — готовые платить за сервис, то есть доказавшие свою способность платить в принципе, и третьи, вообще говоря, любители получить большие возможности бесплатно. Первой категории демонстрируется немного рекламы, третьей очень много, а вторая не видит рекламы вовсе. Нетрудно догадаться, что рекламодателям было бы приятно, если бы ситуация была ровно обратной: чем больше у пользователя склонность к халяве, тем менее интересно показывать ему рекламу.
Кроме того, возможности таргетинга, которыми обладают провайдеры, могут сыграть с ними злую шутку в глазах общественного сознания. Фиаско компании NebuAd, которая работала посредником между провайдерами и рекламными агентствами, собирая данные у первых и отдавая вторым, объясняется именно тем, что к ней были серьезные претензии по поводу сбора пользовательских данных. Опрос, проведенный «Комстаром», свидетельствует лишь о том, что 60% пользователей готовы воспринимать таргетированную рекламу как дополнительный информационный поток. Если бы у пользователей спросили, готовы ли они рассказать кому-то, на какие сайты они ходят, и что там делают (пусть и с оговорками), результаты могли бы оказаться иными.
Следует отметить, идея предоставлять доступ в обмен на рекламу отнюдь не нова. Как рассказал генеральный директор агентства MediaSelling Лев Глейзер, идея эта датируется еще 1999 годом, и с тех пор ее реализация неоднократно проваливалась. Получится ли у «Комстара», покажет время.