В рамках TechCrunch Moscow были организованы интервью с лидерами ИТ-рынка, панельные дискуссии, охватывающие наиболее важные сегодня векторы развития индустрии, неформальные беседы о мировых тенденциях и традиционная экспрессивная Битва стартапов (Start-up Battle), которую организовали Digital October, Главстарт и фонд Bricolage.
Ведущими TechCrunch Moscow 2011 стали Майк Бутчер (TechCrunch Europe) и Эдуард Шендерович (Kite Ventures). Спикерами - Мортен Лунд (крупный датский инвестор), Лорен Ле Моаль (PayPal), Роб Кесседи (eBay), Сергей Белоусов (Parallels, Runa Capital), Маэле Гавет (Ozon), Денис Свердлов (Yota), Михаил Лялин (ZeptoLab), Аркадий Волож (Yandex), Дмитрий Гришин (Mail.Ru Group) и др.
В панельной дискуссии «Кто управляет мобильной индустрией?» принял участие министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Щеголев. «У нас очень сильны местные мобильные игроки. По уровню проникновения мы входим в число мировых лидеров. По тарифам мы также неплохо выглядим. Отсутствие крупных западных игроков на российском рынке связи не является препятствием для его развития. Это касается и 2G, 3G и 4G-инфраструктуры. На российском рынке мобильных игроков – больше трех, учитывая качество предоставляемых услуг, плотность покрытия сетей, уровень тарифов, мы видим, что конкуренция уже есть и очень здоровая. Гораздо важнее оценить результаты. Есть то, чем можно гордиться», - подчеркнул министр.
Генеральный директор компании Yota Денис Свердлов продолжил мысль министра, назвав конкретные цифры: «Сегодня только наша компания продала более полутора миллионов устройств – и это всего в пяти городах, что выглядит очень прилично». В будущем бизнесмен планирует получать еще больше прибыли – по его словам число пользователей 4G-интернета будет только увеличиваться: «Все большее число потребителей будет пользоваться потоковым видео, и это будет менять саму модель потребления».
«В России сегодня гораздо лучше создавать новую компанию, чем, например, в Кремниевой долине. Ведь в России легче найти новые возможности, проще создать хорошую команду и реализовать свои планы», - прокомментировал основатель Островок.ru Сергей Фаге во время презентации своего бизнес-проекта. «Мы работали в Кремниевой долине и переехали в Россию около года назад, чтобы создать устойчивый масштабный бизнес. Создать проект, который будет амбициозен и интересен - и социально, и финансово. Мы запустили его около 3 месяцев назад, сейчас растем на 70% в месяц, а наш оборот - сотни миллионов долларов. Кроме того, мы привлекли 30 млн. долларов от инвесторов, которые до этого не вкладывали в российский бизнес», - дополнил коллегу второй основатель Островок.ru Кирилл Махаринский. Бизнесмены поделились своим уникальным опытом с участниками конференции, ответив на различные вопросы о том, как построить свой бизнес в интернете и почему это выгодно делать именно в России.
Как интернет влияет на российскую политику, есть ли взаимосвязь между политической жизнью и ИТ-бизнесом – главные вопросы неформальной беседы «Цифровая политика». «Пока что интернет не способен изменить политическую жизнь в России. Поскольку мы не можем использовать интернет – несмотря на 53 млн. пользователей - для того, чтобы назначить и уволить какого-нибудь чиновника», - прокомментировал Антон Носик (SUP Media).
Генеральный директор и сооснователь компании Mail.Ru Group Дмитрий Гришин в своем публичном интервью поддержал идею открытости рынков в России: «Все становятся известными, только если они становятся известными в США. Рынки должны быть более открытыми», - заявил бизнесмен. Он также подчеркнул важность прочной связи между образованием и бизнесом в стране: «Мы пытаемся поддерживать соревнования программистов, конкурсы, но должно происходить много таких мероприятий. Самая большая проблема сейчас - связь между образованием и бизнесом – это то, чего нам сейчас не хватает». Эту тему прокомментировал и генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК») Игорь Агамирзян, подчеркнув роль государственных органов в сохранении умственного потенциала страны: «Я думаю, что правительству России надо бороться не с «утечкой мозгов», а просто создавать условия, чтобы «мозги не утекали». Деньги любят простоту. В будущем сохранится конкуренция между странами за привлечение компаний и за привлечение лучших умов, надо застолбить для этого себе место уже сейчас».
Своим уникальным опытом продвижения ИТ-бизнеса в России поделился и руководитель поисковой системы «Яндекс» Аркадий Волож, в ходе своего интервью он рассказал о ближайших планах развития компании: «Американский рынок – один из наиболее конкурентных в плане поиска. И пока не ясно, с чем мы можем прийти туда. Вот Европа, Латинская Америка, страны Азии имеют лишь по одному игроку поискового рынка. Именно они и заслуживают хорошего конкурента Google». Начинающим бизнесменам предприниматель дал ценные рекомендации: «Стартапер должен отдавать все свое время работе над проектом, понимать, какие тренды появляются на рынке. Общаясь с инвесторами и стейкхолдерами, вы должны быть уверены в том, что все, что вы делаете - правильно и стратегически верно. При этом полезно и зарабатывать».
В рамках тематической панели «Электронная коммерция» эксперты ведущих международных компаний обсудили текущую ситуацию и перспективы развития рынка. В дискуссии приняли участие Лорен Ле Моаль (PayPal), Роб Кэссиди (eBay), Маэль Гавэ (Ozon).
Вице-президент PayPal Europe Лорен Ле Моаль дал оценку российскому рынку: «Во-первых, мы считаем, что российский рынок электронной торговли является одним из самых быстрорастущих в мире. Темпы роста очень большие даже по сравнению с другими странами БРИКС. Причем интересно, что наиболее активно увеличивается внутренний сегмент, а не трансграничная торговля. Это связано, во-первых, с ростом онлайн-сообщества как такового, с большим проникновением банковских продуктов, в первую очередь, услуг». Также Лорен Ле Моаль объявил о выходе PayPal на российский рынок: «У нас очень большие и долгосрочные планы. Сейчас в России есть четкие правила, четкое законодательство, в рамках которого мы уже понимаем, как работать. Именно поэтому последний год мы ведем активную деятельность - переговоры с ритейлерами, банками, расширяем свою партнерскую сеть».
Инвестор Александр Галицкий (Almaz Capital Partners) резюмировал тему наиболее привлекательных в России отраслей для инвестирования: «Наиболее привлекательные для вложений отрасли – интернет и софт, но тут есть несколько уровней. Плюс есть конвергенция социальных сетей с механизмами различных предприятий. Я вложился в Wikimart, хотя наш фонд в электронные коммерческие проекты не вкладывается».
На тематической панели «Что дальше? Формируем глобальную картину» глава компаний Tradeshift и Everbread Мортен Лунд говорил о роли социальных сетей, рынке мобильных устройств и телекоммуникаций. А в своем Twitter-аккаунте он поделился впечатлениями от России: «Я поражен талантом российских специалистов!».
Старший партнер-основатель Runa Capital Сергей Белоусов увидел перспективу в эффективных ИТ-решениях для сфер образования, здравоохранения и предоставления госуслуг. Он подчеркнул: «Сегодня образование идет по тем же самым стандартам, что и 50 лет назад. Компьютерные технологии мало повлияли на образование. То же можно сказать и про здравоохранение. Ужасно затратная отрасль, и она мало компьютеризована. Очевидно, когда вы приходите к врачу, он не сможет посмотреть предыдущую базу данных и историю вашего лечения. Так или иначе, в трех областях – образовании, здравоохранении и госуслугах достаточно мало чего происходит, а давно уже необходимо все это компьютеризировать».
Кроме того, в рамках неофициальной программы TechCrunch прошли презентации инвестиционного фонда Bricolage и первого в России виртуального оператора TEKMI, объявлено о подписании договора между «СмартДеск» и РКК «Энергия» и сделке группы Media3 и «Деловой Мир Онлайн». Кроме того, публике были представлены новая книга Тима Дрейпера «Стартапы: профессиональные игры Кремниевой долины» и исследование стартапов Aalto Venture Garage (Финляндия).
Завершила конференцию традиционная «Битва стартапов». В ИТ-сражении сошлись молодые амбициозные компании, победителями стали две лучшие, которые набрали одинаковое количество голосов. Любимцами публики и выбором венчурных инвесторов стали бизнес-проекты Tagbrand.com и ResumUP. Первый – специальный интернет-портал, с помощью которого возможно определить бренд любой одежды по ее фотографиям, а также найти ее в магазинах. Сайт ResumUP - сервис, с помощью которого пользователи смогут создать красивое и удобное для поиска резюме в виде инфографики.
Посмотреть видеозапись конференции можно на сайте мероприятия http://tc.digitaloctober.ru/.