На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Интервью: Мирослав Сарбаев, основатель Kroogi

Поработав в знаменитом Курчатовском институте и «Комсомольской правде», в 1990-х годах советский программист Мирослав Сарбаев уехал в США, где стал одним из директоров легендарного файлообменного сервиса Napster. По окончании славной истории этого проекта Сарбаев занимался IT и бизнес-консалтингом, работал в компаниях Liquid Audio и Snocap.

Учрежденный им двуязычный портал Kroogi он предпочитает называть «подвижническим»: люди из мира искусства добровольно выкладывают там результаты своего труда, а пользователи загружают их на свои компьютеры по системе «заплати сколько хочешь». По официальным данным, на данный момент на «Кругах» зарегистрировано несколько десятков тысяч деятелей искусства из разных стран. Россию на портале представляют в том числе «Аквариум», Tequilajazzz, Евгений Гришковец, «Колибри» и другие. В августе 2009 года было выпущено приложение Kroogi Downloads для Facebook, и участники проекта собираются обеспечить присутствие сервиса в других ведущих социальных сетях.

- Почему на сайте Kroogi до сих пор стоит метка «бета»?

- Чтобы никто не ругался на баги. Мы активно работали над начинкой, не уделяя достаточно внимания внешнему виду ресурса. Буквально пару месяцев назад начали всерьез заниматься эргономикой. Сейчас сайт несколько лучше, чем он был вначале, и вы увидите значительные улучшения в течение ближайших 2-3 месяцев.

- Поясните, пожалуйста, в чем разница между сайтами «Кругов» в разных доменах.

- Разница между kroogi.ru и всеми остальными заключается лишь в том, что если вы заходите на этот сайт и не логинитесь, вы видите интерфейс на русском языке. А во всех остальных случаях включается английский язык, но его можно переключить вручную.

- Пользователи из России и из других стран, впервые попав на Kroogi, видят на главной странице разный контент?

- Да, при заходе на сайт из англоговорящей страны по умолчанию отображается англоязычный контент, но можно перейти к русскому, залогинившись и изменив настройки. Это мы сделали на ближайшее время – те же 2-3 месяца.

Сейчас мы активно работаем по привлечению на проект музыкантов из других стран, и наши промоутеры попросили нас сделать так, как есть сейчас, в качестве временной меры. Когда у нас появится больше англоязычной аудитории, мы просто выключим эту опцию. Российские музыканты и сейчас будут показываться в англоязычном интерфейсе, если пропишут информацию о себе не только на русском, но и на английском языке.

- Российскую музыку на «Кругах» представляют звезды первой величины – «Аквариум», Гришковец и другие. А получится ли обнаружить на ресурсе иностранных звезд подобного масштаба?

- На данный момент мы только начали контактировать с англоязычными музыкантами, и пока у нас не появилось звезд такого масштаба. Oни появятся. Мы начали активно развиваться в России, потому что у меня много друзей среди российских музыкантов, и я мог позвонить тому же Гребенщикову или Жене Федорову, и поинтересоваться, не хотели бы они поддержать наше начинание - и они захотели и поддержали. То есть у нас была возможность сократить свой путь и путь сотрудничающих с нами музыкантов к ушам и глазам широких масс.

- Каким же образом вы планируете привлекать западных артистов?

- Путем труда, молитв и кручения педалей вручную. А так же пользуясь поддержкой друзей, связанных с музыкальной индустрией США, Британии и Франции, появившихся за последние пару лет, которым очевидна перспективность «Кругов», польза, которая от «Кругов» происходит, красота и благородство проекта.

- У вас есть кому всем этим заниматься?

- Да. Мы наняли несколько человек, которые давно работают в американском шоу-бизнесе. У нас есть сотрудники, которые сидят на панелях премии Grammy. На самом деле, наша идея оказалась настолько мощной, что уже на начальных стадиях ее претворения в жизнь многие люди привлекаются намного легче, чем если бы мы занимались онлайн-торговлей пуговицами.

- В чем конкретно будет заключаться работа этих людей? Они должны будут предлагать музыкантам сотрудничество по действующей модели или выстраивать с ними коммерческие отношения?

- У нас не было и не планируется каких-либо коммерческих отношений с создателями контента в том смысле, что никто из них не сотрудничает с нами за деньги, которые бы мы им платили. B первую очередь, нужно рассказать артистам о том, что такой проект существует. Далее, часто у музыкантов недостаточно знаний об интернет-пространстве и еще меньше времени и внимания, чтобы со всем этим разбираться. Поэтому будет полезно наличие людей, которые просто расскажут своим знакомым музыкантам что к чему. Такая реклама из уст в уста. В случае с огромными проектами вроде MySpace, которые и так всегда на слуху, такие люди либо просто не нужны, либо выполняют другие функции.

- Кто работает на Kroogi в настоящее время?

- Несколько довольно известных голливудских специалистов. Например, Алекс Теори (Alex Theory) – кинопродюсер, который также записывает психоделический даб. Сейчас большую часть своего рабочего времени он проводит с нами, помогая нам выйти на американский рынок с западного побережья. Плюс несколько человек из его обоймы, с которыми он уже давно работает.

- В чем заключается ваш интерес по этому проекту и интерес ваших коллег? Если коммерческих отношений с музыкантами нет и не будет, наверное, вряд ли вы бы стали тратить столько времени и средств на дело, не приносящее дохода.

- Когда я начинал этот проект, для меня это не было самым эффективным способом зарабатывания денег. Это проект, начатый из любви и желания сделать что-то разумное, доброе, вечное. Когда он стал формироваться в головах нескольких разных людей, и мы начали понемногу понимать, что у нас вырисовывается, появилось ощущение, что у меня нет выбора – мне просто надо это сделать. Такой зов природы. При этом я понимаю, что когда проект раскрутится, у него будет очень хорошая возможность заработать.

- На чем?

- Когда сайт станет популярным, и у него будет много пользователей, трафика и транзакций, появится масса способов монетизировать все это. Мы развиваем все известные нам способы монетизации: различные виды рекламы, транзакционные проценты и многое другое. Мы стараемся делать так, чтобы это было, с одной стороны, ненавязчиво, а с другой – чтобы нам было на что жить.

- Но музыканты могут выкладывать музыку на свои сайты по той же схеме и не делиться с вами никакими процентами.

- Музыканты выкладывают свою музыку на iTunes и платят за это Apple 30% от продаж, хотя могли бы просто ставить ссылки на MP3 на своих ресурсах. Это происходит потому, что iTunes дает артистам больше слушателей и больше возможностей распространять свою музыку. Мы как агрегатор музыкального трафика тоже предоставляем такую возможность. Люди могут прийти за музыкой Queen, и потом выяснить, что есть еще и Muse. Они открывают для себя новых исполнителей и скачивают их музыку.

Музыканты в той или иной степени профессионально занимаются музыкой. Таким образом, в списки их жизненных дел не входит продвижение собственных сайтов или, по крайней мере, оно стоит не очень высоко в списке приоритетов. А для нас задача продвижения как «Кругов» в целом, так и отдельных страниц музыкантов – одна из первоочередных. Выкладывая свою музыку на «Кругах», музыкант де-факто пользуется услугами людей, которые день и ночь работают над тем, чтобы его музыка была более доступной в Интернете.

- Однако в одном из своих прошлых интервью вы говорили, что вам, по сути, неважно, где пользователи будут скачивать выложенный на «Кругах» альбом – у вас или не у вас.

- Речь шла о нашей бизнес-модели – «заплати сколько хочешь». О разделении процесса получения слушателем контента и его оплаты. В соответствии с нашей идеологией эти два процесса не связаны между собой. Человек может скачать контент у нас или где-то еще, а заплатить у нас в добровольном порядке.

- Почему, по-вашему, по такому пути не стала развиваться MySpace?

- Они начали не как музыкальный сайт, и только потом переориентировались на это направление. К тому моменту, когда они начали позиционироваться как музыкальный ресурс, они уже были достаточно большими, и у них уже сложились устоявшиеся отношения со звукозаписывающей индустрией. Видимо, они не захотели качать лодку, гнать волну и менять фэн-шуй в этих отношениях.

Несколько лет назад я работал в компании Snocap, которая сотрудничала с MySpace в тот момент, когда MySpace была на пике популярности. И я знаю, как организовывалась их работа – по крайней мере, на тот момент. Знаю, насколько трудно той махине, какую из себя тогда представляла MySpace, вносить изменения в работу. Модель, которую предлагаем мы, радикальна идеологически, MySpace в этом плане было сложно делать подобные шаги. Также у них были и чисто технические проблемы.

- Вы говорите о MySpace в прошедшем времени. Как думаете, с чем связано наступление не лучших времен для этой социальной сети?

- В первую очередь, с тем, о чем я только что говорил. Им немного не хватило гибкости и возможности подстраиваться под нужды потребителей. При этом денег у них много, и недавно сменилось руководство, так что, возможно, в скором времени они еще развернутся и зададут жару.

- Как вы планируете рекламировать «Круги» в среде слушателей, интернет-пользователей? Если запросить у поисковика MP3 Queen, в первую очередь, он предложит пройти не к вам, а к многочисленным пиратам.

- По мере развития сайта наши приемы будут меняться. Сейчас мы активно занимаемся честной частью SEO. Кроме того, мы привлекаем все больше и больше интересных создателей контента: чем больше на «Кругах» будет народу и движения, тем быстрее наши ссылки будут выплывать наверх.

- Как относитесь к идее стриминговых сервисов, дающих возможность прослушать музыку онлайн, но не скачать ее? «В Контакте», обладающий таким функционалом – это ваш конкурент или потенциальный партнер?

- «В Контакте» для нас скорее потенциальный партнер, чем конкурент. Хотя, в каждом конкуренте есть немного от потенциального партнера и наоборот. Насколько я знаю, «В Контакте» не делает отчислений правообладателям за стриминг, и пока они не попали ни в какую переделку из-за этого только потому, что с точки зрения мировой индустрии это нишевый сайт, работающий где-то далеко за океаном.

Компания Imeem, недавно так печально приобретенная MySpace, как раз попала в беду ровно из-за того же самого: они запустили стриминговый сервис, и звукозаписывающая индустрия начала с ними судиться.

- А как вы оцениваете перспективы бизнес-модели поисковиков, позволяющих пользователям прослушивать песни в режиме стриминга прямо в выдаче и делающих отчисления за такую возможность правообладателям?

- Я считаю это очень перспективным, правильным и нужным начинанием, потому что, судя по развитию отношений человека и Сети, носители уменьшаются в размерах, а скорость доставки контента увеличивается. Думаю, мы совсем не далеки от того момента, когда очень быстрый Интернет будет доступен везде, и хранить музыку на жестком диске станет совершенно необязательно. Модель купленной Apple компании Lala, позволяющая за определенную сумму в месяц слушать все что угодно, безусловно, будет развиваться.

- В том числе в рамках «Кругов»?

- Может быть. Мы об этом думали, но пока не всерьез. Наша основная идея – дать возможность слушателям добровольно поддержать талант. Это другая территория по сравнению с подпиской на сервис и передачей музыкантам денег за это. Но, в принципе, это одна из возможностей – для того, чтобы ее реализовать на сайте, нам нужно не особо много усилий. Предлагаемый поисковиками стриминг музыки – это то самое тонкое место, которое порвалось у Imeem. Они договаривались с правообладателями по схеме revenue share: Imeem считал все клики и прослушивания музыки и в соответствующих пропорциях делился частью своего дохода с лейблами. Это прекрасно работающая перспективная схема. Но в структуре сделок Imeem также предполагались минимальные платежи, то есть отчисления правообладателям в размере чуть ли не пол-цента за каждое нажатие «Play» на плеере сервиса. Это то, что их разорило – долг этой компании звукозаписывающей индустрии «накручивался» примерно на $30 млн в год, а зарабатывали они около $20 млн в год. Это проблема, которая была обусловлена исключительно юридической ситуацией – тем контрактом, который индустрия навязала Imeem.

В результате получилось так, что денег не получил никто. Imeem был продан за бесценок MySpace и закрыт, а индустрия не получила тех денег, на которые могла бы рассчитывать. Если правообладатели не будут требовать минимальных платежей, всем будет хорошо – и они будут получать деньги, и те, кто с ними сотрудничает.

- Вам интересны новые форматы цифровой музыки, предполагающие в дополнение к трекам фотографии, тексты, видео и другие данные об артистах, наподобие MusicDNA или того, что разрабатывает Apple с мейджорами?

- Мы на это смотрим, нам это интересно, и у нас в планах по-прежнему стоит внедрение такого формата, как FLAC. Будут ли новые форматы приняты слушателями – зависит не только от того, насколько они хорошие. Известна масса примеров, когда очевидно хорошие технологические новинки по неочевидным причинам не становятся популярными, а не самые блестящие с точки зрения технологий или продукта решения вдруг имеют бешеный успех.

Почему все это изобретается? У меня есть подозрение, что это происходит из-за того, что музыкальная индустрия не оставила мечты об идеальной DRM-защите. И новые форматы так или иначе разрабатываются с этой мечтой в голове. Я понимаю, что с позиции музыкального бизнеса идеальная DRM-защита, то есть технологический запрет на копирование, стала бы решением его проблем. Другое дело, что запретить копирование технически невозможно – то, что можно воспроизвести, всегда можно записать в MP3 и распространить дальше.

- Имеют ли шансы на успешное развитие сервисы онлайн-радио наподобие Last.fm и Pandora?

- Если Imeem или музыкальный проект «Яндекса» ориентированы скорее на удовлетворение потребностей слушателей в быстром поиске и прослушивании известных им композиций, то Pandora и Last.fm дают удобный способ открывать новую музыку. Лично я совершенно не против того, чтобы платить им доллара по три в месяц, чтобы у меня играло их онлайн-радио с музыкой, которая предположительно мне понравится.

- По-вашему, Pandora в обозримом будущем станет доступной российским пользователям?

- Связанные с авторскими правами юридические запреты на прослушивание пользователям из определенных стран – это очень грустно и неправильно. Российские слушатели платежеспособны и могли бы приносить доход музыкантам и посредникам. Это опять-таки вопрос несовершенства мировой легальной системы.

- На Last.fm часто можно прослушать часть альбома в режиме стриминга и скачать его полностью за деньги, кликнув по кнопке «Купить на Amazon». Внешне это может напомнить Kroogi. В чем преимущества вашей модели перед этой?

- Мы не считаем, что наша модель более правильная. Она просто другая. Мы не делаем акцент на покупке музыки или ее получении другим способом, а уделяем основное внимание поддержке талантов, монетизации популярности артистов и возможности пользователей поблагодарить их. То есть мы выполняем другую задачу.

- Вы бы хотели разместить кнопку «Кругов» на Last.fm?

- Еще как. Очень бы хотелось, чтобы там была кнопка с условным названием «дать денег артисту просто так, если он вам нравится».

- Что вам мешает это сделать?

- Нужно найти, с кем там договариваться, и убедить их, что всем от этого будет хорошо.

- Появятся ли кнопки «Кругов» в популярных у пользователей Рунета социальных сетях и на других ресурсах?

- Около месяца назад мы выпустили виджет – флэш-плеер с кнопкой «скачать и заплатить», который можно вставлять куда угодно, на любые сайты, которые позволяют это технически. И мы видим, что трафик на этих виджетах сейчас в десятки, если не в сотни раз больше, чем трафик на сайте. Эти виджеты активно распространяются в российском сегменте ЖЖ, на сайтах музыкантов, в личных блогах.

- В прошлом году вы говорили, что из пользователей, скачивающих музыку на «Кругах», платит примерно каждый пятый. С тех пор ситуация изменилась?

- Не изменилась, но теперь я знаю об этом гораздо больше. Сумма среднего платежа по «Кругам» постоянно меняется и имеет довольно мало смысла. Об этом стоит говорить в отношении каждой конкретной группы. Если взять «Аквариум», у них платит каждый третий – в среднем, $2,5-3. А у групп, целевую аудиторию которых составляет молодежь, с более низкой платежеспособностью, платит каждый двадцатый, а средний платеж составляет порядка 30 центов.

Если на «Кругах» появляется альбом музыкантов уровня «Аквариума» или «Колибри», средний платеж по сайту начинает расти, а если выходит что-то новое от музыкантов, делящих аудиторию с Lady Gaga, то этот показатель падает.

- Каков максимальный платеж на данный момент?

- Около $1000. Я так понимаю, что таким образом пользователь отблагодарил музыкантов не за конкретный альбом, а за то кумулятивное удовольствие, которое они ему доставляли с детства. Эти деньги пришли от совершенно не известного человека – мы даже написали ему e-mail, в котором спросили, не ошибся ли он. Он сказал: «Нет, не ошибся».

- Меняются ли у россиян предпочтения по способам оплаты? Доля SMS-платежей не уменьшается?

- Да, немного подросла доля кредитных карт, а WebMoney остаются на том же уровне – у них какие-то единицы процентов. Скоро мы подключим «Яндекс.Деньги». Порядка 85% платежей из России приходят по SMS, за ними идут WebMoney.

- Какая часть перечисленных слушателем через SMS денег в итоге попадает артисту?

- Мы берем себе 15%, и около 50% достается оператору. Артисту – оставшиеся 35%. Я надеюсь, что ситуация с огромными комиссиями операторов скоро изменится. Причем она сейчас такая не только у нас, а по всему миру. В США комиссия не намного меньше – не 50%, а около 35-40%. Операторы говорят, что были бы рады снизить свои требования, но для этого нужно, чтобы было много транзакций. Пока же они не считают это частью своего основного бизнеса.

- Как вы относитесь к безвозмездному распространению чужого контента пользователями?

- Если вы сделали что-то, за что хотите получить деньги, и вы это продали, а люди, купив это у вас, начинают распространять это бесплатно, вам будет обидно. К такому «пиратству» я отношусь отрицательно. У автора отнимают возможность заработать деньги за то, на что он потратил свое время и силы, причем часто это деньги не на «Роллс-Ройс», а на омлет – чтобы продолжать делать то, что он делает. Бесплатно, например, в торрент-сетях, можно найти многое из того, чего нет на платных сайтах. «Круги» - это возможность не участвовать в воровстве.

- Недавно появились известия о том, что в чем-то похожий на Kroogi проект Jamendo, помогающий музыкантам распространять музыку на разных условиях по лицензиям Creative Commons, испытывает проблемы и ищет покупателя. В чем была их ошибка, и застрахованы ли от нее «Круги»?

- Очень часто бывает, что нет причинно-следственной связи между крахом какого-либо проекта и конкретными ошибками его менеджмента. Возможно, управленцы Jamendo столкнулись с какими-то форс-мажорными обстоятельствами. Проект изначально был сфокусирован на лицензии Creative Commons, оградив себя от множества артистов, которые не хотят распространять свою музыку на прописанных в них условиях. Надеюсь, они выживут, потому что сервис хороший.

- Вы сейчас следите за Napster? Как оцениваете его работу?

- Очень давно не следил. Сейчас это совершенно другая компания по сравнению с той, в которой работал я. У нее сменились владельцы, и нет никакой преемственности ни в идее, ни в людях, ни в технологиях – только имя. Я знаю, что компания существует, знаю, что лет пять назад у нее были трудности, знаю, что у ее нынешних владельцев очень много денег. Napster будет существовать столько, сколько они захотят, вне зависимости от того, станет ли проект финансово успешным или нет. За несколько месяцев до закрытия того Napster, в котором работал я, президент компании сказал пророческую фразу о том, что у нашего котенка (имеется в виду изображение на логотипе) девять жизней. Пока он где-то на третьей.

Автор благодарит Михаила Хохлова и Николая Дваса за помощь в организации интервью.

Автор: Дмитрий Родин, шеф-редактор «Руформатора»

Картина дня

наверх