Под руководством трех крупных американских медиаиздателей Стивена Брилла (Steven Brill, Court TV, American Lawyer magazine), Гордона Кровица (Gordon Krovitz) и Лео Хиндери (Leo Hindery) начинает создаваться онлайн-издание, доступ к которому для читателей будет платным, сообщает Associated Press. Решение делать издание в Сети было вызвано тем, что в период с 2005 года рынок печатных изданий сократился на 27%.
В то же время, экономический кризис, сокративший доходы офлайновых изданий, вынудил их обратиться к Интернету еще и по той причине, что почти всегда газеты раздают через сайты бесплатно те же тексты, которые продают на бумаге за деньги. По мнению Стивена Брилла, такая непоследовательность подрывает основы бизнеса - не слишком логично один и тот же контент продавать и отдавать даром одновременно.
Издатели планируют брать сумму в $15-$20 за месячную подписку на их издание. Если нет желания подписываться, но нужно ознакомиться с конкретным материалом, можно будет купить дневной доступ. Контент издания будет закрыт целиком и полностью - в том числе и от поисковиков. Напомним, агентство Associated Press называло Google и его новостной агрегатор в числе причин, приводящих к потерям прибыли СМИ. В этом плане функционирование нового сервиса может на практике разрешить теоретический спор о том, что для сайта хуже - потеря трафика из-за того, что читатель до него не доходит, оставаясь на странице поисковика, или потеря трафика из-за того, что его материалы поисковиком не индексируются.
Отдельно стоит отметить, что на западе существует много примеров изданий, доступных только за деньги и не имеющих бесплатных версий. К ним относится, например, The Wall Street Journal. Также нужно заплатить деньги за доступ к почти любому научному или отраслевому промышленному журналу. Однако рассматриваемый случай отличается принципиально - издание без офлайновой версии и без известного громкого имени вынуждено будет привлекать подписчиков самостоятельно.
В России целиком платных онлайн-СМИ не существует - если не рассматривать те самые специальные научные и отраслевые издания, представляющие собой особый случай. Промежуточную модель реализует интернет-версия газеты «Ведомости»: свежие материалы и архив за последний месяц бесплатны, а за доступ к более старым материалам необходимо заплатить - чуть больше пяти тысяч рублей за годовой доступ или $2 за суточный. Существует и корпоративная подписка - за 70 тыс. рублей можно подписать на архив «Ведомостей» целую компанию. Издатель интернет-проектов «Ведомостей» Виктор Саксон рассказал, что наблюдается устойчивое смещение интереса от покупки индивидуальных доступов к покупке корпоративных, когда вся компания, какой бы крупной она ни была, и все ее филиалы получают неограниченный доступ на год буквально за несколько рублей с сотрудника. Индивидуальный доступ, возможно, менее привлекателен еще и потому, что бесплатно в архив могут попасть сотрудники и студенты ВУЗов, все подписчики бумажной версии, пользователи, установившие vedomosti.ru/?free стартовой страницей, и даже владельцам платных аккаунтов в ЖЖ. При стоимости платного аккаунта в ЖЖ $20 в год это предложение явно более выгодно, чем покупка отдельно доступа в архив. Целиком же платного СМИ в Рунете, по мнению Виктора Саксона, не существует по нескольким причинам. Первая из них - наличие бесплатных аналогов и де-факто безнаказанность копипейстинга. Вторая - на два порядка более низкая доходность подписной модели по сравнению с рекламной.
Американские издатели испробуют модель платной подписки для нераскрученного СМИ, и их испытание может стать основанием для того, чтобы появились другие - те, которые учтут особенности и ошибки заокеанских коллег. Пока же создание чего-либо аналогичного в Рунете видится далеким.