В последнее время очень заметно активизировалось создание сервисов, собирающих все сетевые сущности человека воедино. Некоторые из них, такие как Streamy, смотрят исключительно «внутрь» - с их помощью достаточно легко отслеживать записи своих друзей в различных блогах и социальных сетях, но использовать их для самопрезентации невозможно или не слишком удобно.
По-другому устроены сервисы, смотрящие «наружу». Их задача - сообщить, какими сайтами пользуется тот или иной человек, где и как он представлен в Сети. Такие сайты существуют достаточно давно. Еще в досоциальную эпоху появился, например, COPi - сервис онлайн-визиток. В социальную эпоху «агрегаторов сущностей» стало больше, и они разнообразились, вобрав в себя как презентационную, так и агрегационную функцию. С помощью такого инструмента, как FriendFeed можно следить за обновлениями друзей в десятках социальных сервисов и информировать других людей о том, какими сервисами вы пользуетесь сами. Однако не все сервисы предлагают объединять потоки. Некоторые, как и раньше, остаются, по сути, «визитками».
Полоса в сорок пикселей высотой - самое интересное, что есть в Unhub
К таким относится, например, Unhub.com. Суть его очень проста: наверху страницы отображается полоса, с помощью которой можно переключаться между сервисами, на которых представлен пользователь. Посмотреть, как это работает, можно на примере странички Барака Обамы. Интересно, что ссылки можно ставить и не на социальные сервисы - например, на страницу с биографией или портфолио (в случае с Обамой - на посвященную ему страницу в Википедии). Таким сайтом имело было больше смысла пользоваться, если бы можно было обзавестись на нем хотя доменом третьего уровня - тогда он бы выглядел как более солидная визитка. Пока же основная его функция - сообщать, где можно найти того или иного человека в Сети, и только.
Сама по себе эта функция была бы полезной, если бы была дополнена всего одной возможностью - идентифицировать человека. Так как фишинг и подделки страниц в соцсетях перестали касаться только звезд и знаменитостей, а начали использоваться как обыкновенные мошеннические приемы, эта возможность могла бы завоевать определенную популярность. Однако в UnHub ее нет, а есть она в сервисе Myid.is.
Примером типичной страницы в Myid.is является страница создателя сайта. Никаких визуальных украшений Myid не предлагает. Зато он предоставляет возможность идентификации пользователя. Чтобы завести страницу, требуется подтвердить свое имя платежом с кредитной карты - он служит одновременно и методом идентификации, и способом заработка для создателей сервиса. Главный вопрос, который при этом возникает, это вопрос о том, кому, собственно, при этом надо доверять. Организации, которая знает ваши адреса во всех социальных сетях, предлагается убедиться в том, что вы это вы - да еще и с использованием банковской карты. Скорее всего, именно это и обречет сервис на то, чтобы оказаться забытым: немногие решатся доверить свои данные неизвестным людям.
Таким образом, оба новых «презентационных» сервиса оказываются лишенными какой-то специальной функциональности, которая могла бы заставить пользоваться ими существенное число людей. С учетом того, что сервисом Chi.mp предоставляются более богатые возможности - он может работать и как агрегатор наподобие FriendFeed, и как визитка. Едва ли сегодня имеет смысл регистрироваться в Unhub или Myid.is в целях, отличных от исследовательских.