На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«Вскрытие показало»: личинка «Большого Брата»

- Насколько я понимаю, Nuvius - это ваш дипломный проект. А что собственно было содержанием диплома?

- Изначальная идея была дать владельцу сайта возможность запросить данные о пользователе, не вникая в то, на каких именно сайтах пользователь зарегистрирован и хранит свою информацию - это должен понять за него Nuvius.

Как побочный продукт появился сервис рекомендаций приложений.

- А какие-либо подобные, аналогичные, решающие похожие задачи продукты вам известны?

- Я достаточно долго изучал этот вопрос и никаких прямых аналогов не нашел. В моем отчете по проекту я рассматривал как наиболее близкий проект OpenSocial от Google. Однако OpenSocial концентрируется на социальных сетях, а кроме того, он сложен в реализации - подключить его к сайту весьма непросто. При этом проблему «точечного» доступа к данным он не решает: нельзя с его помощью запросить, например, только пользовательскую фотографию. В том, что касается рекомендаций - что-то похожее есть, но все равно оно работает ощутимо не так. Есть, например, Wacubi, однако она требует устанавливать на пользовательский компьютер отдельную программу - это лишняя и для многих пользователей чрезмерная нагрузка.

- А XAuth вам знаком?

- Пристально я на него не смотрел. Но насколько я помню, это то, что Google собирается использовать в Open Social. Однако проблема в том, что для использования такой архитектуры надо делать на сайте, который надо интегрировать. А с помощью Nuvius можно подключить любой сайт, никак не меняя конечного сайта. Если вы можете воспользоваться сайтом, вы можете подключить его к Nuvius. Этот подход универсальнее. Мне кажется, это важный момент: хорошо, что интегрировать проект может кто угодно - пользователь, владелец проекта или посторонний человек.

- Для вас это чисто исследовательский проект или вы думаете, что из него можно извлечь деньги?

- Изначально никаких коммерческих планов на проект не было - это был научная работа. На данный момент научная работа закончена, а проект остается - и будет развиваться дальше. Конечно, какую-то коммерческую идею придумать нужно. Честно говоря, сейчас ее нет - и пока я могу финансировать проект своими силами, меня это вполне устраивает. Моя основная идея сейчас - это построить небольшой сторонний проект, который раскроет возможности Nuvius полностью и покажет возможности интеграции всего веба в больших масштабах. Если это получится, то оттуда я и планирую извлекать финансы на поддержание этого проекта, самого Nuvius и следующих начинаний. Как таковой Nuvius, скорее всего, не имеет коммерческих перспектив - если только им не заинтересуются сайты с очень большим трафиком, с которых не стыдно будет брать деньги за подписку. Но это, честно говоря, вряд ли.

- Поставим вопрос по-другому. Предположим, у вас на сайте завтра чудесным образом появились привязки для ста самых популярных сервисов, а послезавтра к вам пришла сотня тысяч вебмастеров и утащили вашу интеграцию к себе на сайты. Вы будете знать, что с этим делать и сможете извлечь пользу для себя и Nuvius?

- Nuvius - это пробная платформа, результат моего изучения научных статей и существующих проектов. То, что я хочу сделать в будущем - если Nuvius станет популярным - это анализ действий пользователя, реализация семантического подхода, построение персональных агентов, додумывание действий пользователя и его желаний - и так далее. Подход, который я изначально принял - не выбрасывать никакую информацию о пользователе. Использовать ее для того, чтобы избежать необходимости заставлять пользователя делать что-то вручную. Но в технологическом плане это даст возможность развития будущим проектам.

- Еще один аспект - это универсальность подхода. Есть масса сервисов, которые, например, позволяют встроить в страничку панель, нажимая кнопки на которой, пользователи могут ретранслировать эту страничку в разные соцсети и сервисы закладок - Sharethis, например. В теории это звучит заманчиво, но на практике, чтобы это заработало в сколько-нибудь нестандартных условиях, требуется все равно написать достаточно много кода. В итоге, например, у нас на «Руформаторе» стоят свои кнопки - нет смысла зависеть от чужих сервисов, когда они не дают выигрыша в сложности разработки. У вас так не получится?

- Преимущество Nuvius не в том, точнее говоря не только в том, что он позволяет встроить много сервисов. Во-первых, он предлагает пользователю именно те сервисы, которые нужны ему. Во-вторых, если какого-то сервиса нет в Nuvius, чтобы добавить его, не надо вести разработку на своем сайте - вся разработка ведется в Nuvius. И, наконец, если какой-то код или API не работает, то он ни на что другое не влияет: все остальные сервисы интегрируются, как прежде. Это взгляд на интегрирование, который мне кажется правильным - он реализует принцип DRY (don’t repeat yourself - не делай одно и то же два раза).

- Еще один вопрос - про сбор пользовательских данных. Как вы собираетесь пользователя идентифицировать?

- С самого начала мы узнаем язык, ОС, браузер, страну пользователя. Так мы можем строить изначальные предположения о его предпочтениях. Незаметно для пользователя создается его профиль. После этого мы можем запоминать приложения, которыми пользователь воспользовался где-либо.

- А между социальными сетями вы ищете какие-то связки? Например, если я знаю, какой у человека профиль на Facebook, то я, воспользовавшись, Google и здравым смыслом, с достаточно большой вероятностью найду его и в других соцсетях, где он есть - хотя описать, что я делаю формально, я не в состоянии. Вы что-нибудь подобное делаете?

- Даже если не ограничиваться соцсетями, то авторизация на сайтах обычно происходит по адресу электронной почты или имени пользователя, которое часто одинаково. В социальных сетях у пользователя также есть друзья, что облегчает идентификацию - и их, и друзей. Это то, над чем мы пытаемся работать.

- А никаких проблем с разными законами о персональных данных вы не испытываете?

- Nuvius не хранит никаких данных о пользователе кроме браузера, языка ОС и так далее. И он не спрашивает вашего имени, даты рождения.

- Но может узнать.

- Да, но здесь та же ситуация, что без Nuvius. Если у вас есть аккаунт в Facebook, я вас могу там найти. Информация не отдается просто так. Пока вы не разрешите открывать эту информацию, она не отдастся.

- Да, но как конечный пользователь, ходя по сайтам, я отдаю вам не только информацию о том, какими веб-приложениями я пользуюсь, но и о том, с каких сайтов я вызываю эти приложения - то есть вы будете знать, где я был.

- Если бы Nuvius не было - вы бы отдавали те же данные другим сторонним веб-приложениям. Я бы рад предложить предупреждать пользователя о том, что его данные проходят через сторонние приложения - но это зависит не от меня, а от веб-разработчиков, встраивающих Nuvius.

Результаты вскрытия

Nuvius - это проект, ориентированный не на конечного пользователя, а на технарей, которые, в свою очередь, могут, используя его, интегрировать в свой сайт пользовательские данные с любых других сайтов.

Подход Nuvius несомненно прогрессивен и интересен. Однако он был реализован не крупной компанией и даже не парой друзей, желающих заработать миллион, не покидая гаража. Его сделал студент как дипломную работу – что наводит на некоторые размышления о том, что, возможно, с точки зрения бизнеса совершенно бесперспективен. Однако и эта мысль не совсем верна. В таком виде проект, конечно, не принесет денег - он построен на идеологии открытости и open source. Впрочем, автор может доработать систему определения пользовательских предпочтений - в конце концов, известно, что почти каждый пользователь, даже нигде не регистрируясь, оставляет в Сети уникальные «отпечатки пальцев», доступные для исследования любому сайту, куда он заходит. После построения такой технологии ее можно будет, например, продать какой-нибудь нуждающейся в ней компании. И кто знает, может быть именно Nuvius станет сердцем какого-нибудь очередного «Большого Брата».

Автор: Николай Двас, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх