За первую половину 2009 года ассоциация производителей программного обеспечения смогла заставить (как по суду, так и в рамках внесудебных процедур) выплатить компании Европы, Ближнего Востока и Африки $3,4 млн штрафов за использование нелицензионного ПО, сообщает CNews. Еще $6,6 млн нарушителям пришлось потратить на то, чтобы приобрести лицензионное.
Таким образом, во всем регионе компании-пираты расстались с $10 млн. При этом российские корпоративные нелюбители авторских прав выплатили в общей сложности $1 млн. Таким образом, во всем гигантском регионе, в котором экономика России занимает отнюдь не столь существенную часть, российские компании-пираты занимают 10%.Это означает, что российский легальный климат благоприятен для развития пиратства не только среди частных пользователей, но и среди юрлиц. Конечно, некоторые софтверные вендоры ведут самостоятельную борьбу с нарушителями. Adobe, например, старается возбуждать уголовные дела против людей, устанавливающих нелицензионное ПО Adobe в компаниях, использующих программное обеспечение в хозяйственных целях. Иногда такие дела заканчиваются реальными тюремными сроками.
Любопытен тот факт, что суммы штрафов в среднем меньше стоимости ПО почти вдвое. При этом в отдельных делах штрафы могут превышать нанесенный ущерб почти в сто раз. Странным с точки зрения здравого смысла кажется не только соотношение затрат, но и общая сумма. «Такая сумма не соответствует реальным объемам пиратства», - уверен генеральный директор интернет-супермаркета ПО Softkey Феликс Мучник. Как это ни удивительно, проникновение пиратства высоко отнюдь не только в домохозяйствах. Среди «пиратов» есть много компаний, название которых известно каждому гражданину РФ, утверждает директор по продажам компании Softline Виктор Алгазин. Процесс легализации в таких компаниях всегда сложный и длительный. По оценкам Softline, доля пиратства в некоторых секторах экономики достигает 50-60%. Это критическая цифра. «Такие разовые и небольшие по сумме штрафы, конечно, ничему не помогут. На ситуацию с пиратством может оказать влияние только совместная планомерная работа по борьбе с пиратством правоохранительных органов, правообладателей (вендоров ПО) и таких ассоциаций, как BSA, «Русский щит» и НП ППП», - полагает Феликс Мучник.