Успешность современного стартапа обусловлена целым рядом критериев. По мнению управляющего партнера биржи онлайн-развлечений YouDo Алексея Гидирима, потенциал стартапов может заключаться в двух основных показателях: доходе, который они могут генерировать, и аудитории, которую стартап может удержать: «Для YouDo на данном этапе показателем успеха является набор аудитории.
Несмотря на то, что многие не согласны с выбранным путем развития нашего проекта, мы уже успешно монетизируемся. Но пока не за счет пользователей, а за счет компаний, которым интересен охват, целевые контакты и цена привлеченного пользователя», - резюмирует г-н Гидирим.В то же время, генеральный директор StartupPoint Виталий Акимов считает, что критерии успешности проекта зависят от его типа: «1. Проект делается для себя и своих друзей. Критерий успешности – собственное удовлетворение. Прибыль вообще не является целью и мерилом успешности. 2. Проект реализуется для получения прибыли в текущем периоде. Критерий успешности – сколько денег он приносит сегодня. Коэффициент «вложения/отдача» относительно небольшой, видны ограничения. 3. Венчурный проект. Не важно, сколько денег проект приносит сегодня, самое главное – это будущий потенциал и ожидаемые доходы. Коэффициент «вложения/отдача» очень большой и потенциально ничем не ограничен».
В последнее время наблюдается сокращение относительной доли «достойных» проектов, несмотря нарост их абсолютного количества, констатирует директор по аналитике инвестиционного агентства StartupIndex Игорь Санин: «Получается, что капитала на рынке сейчас больше, чем проектов, способных его освоить. Поэтому, России свойственна не очередь из предпринимателей к инвесторам, а, наоборот, из инвесторов к предпринимателям».
У каждого инвестора существуют свои принципы отбора проектов, утверждает эксперт департамента IT-Инвестиций ИК «ФИНАМ» Леонид Делицын: «Инвестору интересны уникальные знания и компетенции предпринимателя. Если инвестор видит, что предприниматель лучше других знает потребности своих пользователей, и последние к нему лояльны, то это интересно. Клоны интересны реже», - отмечает эксперт.
Условия работы любого инвестора в проекте определяются выбранной инвестиционной стратегией, говорит г-н Акимов. Их он выделяет два типа: «Первая, когда инвестор вкладывает средства в проект с целью повышения его капитализации и доращивания до следующего раунда инвестиций, с последующим возможным выходом из проекта. Получение прибыли непосредственно от деятельности проекта при этом не является целью, проект может вообще не приносить прибыли, как, например, Twitter. В этом случае главное – выгодно перепродать проект. Условно можно назвать такую инвестиционную стратегию «спекулятивной». Вторая стратегия, когда инвестор встраивает проект в существующий бизнес с целью получения прибыли от деятельности проекта. В качестве таких инвесторов могут выступать крупные интернет-компании (Яндекс, Mail, Google), которые покупают проекты целиком и не для перепродажи, а для решения своих конкретных задач».
Застраховать себя от убытков при участии в стартапе инвесторам довольно сложно. «К сожалению, еще не придумано способа инвестору застраховать себя от убытков (конечно, если речь не идет о кредитовании с залогом материального имущества). Но многие российские инвесторы стремятся получить контрольный пакет с тем, чтобы иметь рычаги управления компанией в случае, если что-то пойдет не так», - говорит г-н Санин.