На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пойдут ли интернет-проекты к новому российскому инвестору?

- Что такое Sharkit? Венчурный фонд, ангельский фонд? Какие деньги будут инвестироваться?

- По сути «Шаркит» является фондом бизнес-ангелов. Но точнее было бы описать его следующим образом: инвестируем венчурно в те идеи, которые считаем действительно перспективными с коммерческой точки зрения (это - самая главная цель, т.

е. на данном этапе чисто «имиджевые» проекты нам не интересны). Фонд организован компанией «Марвелос Онлайн». Привлеченные средства - деньги частных инвесторов, неаффилированных с прочими подобными структурами. В данный момент успешно ведется работа по привлечению дополнительных средств других частных инвесторов.

Если говорить конкретнее - это личные средства учредителей «Марвелос Онлайн» плюс средства инвесторов, чье внимание удалось привлечь к деятельности фонда. Список таких инвесторов продолжает пополняться на постоянной основе. Суммарный инвестиционный опыт участников фонда очень большой. В основном это крупные офлайн-проекты.

- На каких стадиях вы готовы инвестировать в проект?

- Мы готовы инвестировать в проекты на всех стадиях - от идеи до готового бизнеса. Если мы говорим об идее или более-менее готовом прототипе - это тот случай, когда мы готовы вкладывать средства венчурно, основываясь на своих прогнозах и оценках. Если мы говорим о готовом бизнесе, то нас в первую очередь интересуют коммерчески успешные проекты, работающие в плюс. Инвестиции в них будут происходить, соответственно, с целью дальнейшего развития и расширения. Тем не менее, чуть менее «удачливые» на данный момент варианты мы тоже готовы рассмотреть. Возможно, мы увидим что-то новое и поможем выйти в плюс. В целом же, инвестиции нас интересуют долгосрочные.

- Как вы собираетесь оценивать потенциальную прибыльность проекта? По каким критериям?

- Мы будем обращать внимание на востребованность предложенной идеи, на команду, на предложенные способы привлечения аудитории и их последующей монетизации. Многие инвесторы говорят, что они инвестируют «в команду». Мы не считаем критерий «команды» единственно важным.

- То есть вы готовы помочь человеку с идеей построить бизнес с нуля, даже если ему самому не под силу собрать команду для реализации?

- Такие варианты не являются приоритетом. Тем не менее, если нам идея покажется очень интересной, мы готовы рискнуть и помогать в построении бизнеса интенсивней обычного.

- В проекты какого масштаба вы готовы инвестировать? Какого порядка могут быть суммы? Готовы ли вы вкладываться, скажем, в e-commerce, в другие проекты, требующие крупных офлайновых вложений?

- Как правило, мы готовы инвестировать от $5 тыс. до $100 тыс., но могут быть и исключения - как в меньшую, так и в большую сторону. Хотел бы отметить, что к проектам за $5 тыс. мы относимся так же серьезно, как к проектам за $100 000. Что касается офлайна - да, мы готовы рассматривать подобные проекты. Тем более, что в скором времени будет организован фонд, аналогичный «Шаркиту», инвестирующий в офлайн-отрасли бизнеса. Возможно, в определенный момент в будущем эти фонды будут объединены в один.

- Какое примерно число проектов вы готовы поддерживать?

- В обозримом будущем это будет зависеть от количества достойных заявок. Мы готовы расти и инвестировать в большее количество перспективных проектов, если они будут.

- Что вы будете предлагать своим проектам? Возможно, какой-то штат программистов, имеющийся у вас, стойки в датацентрах, коворкинговое пространство?

- Все, что вы указали - обсуждается с каждым проектом индивидуально и, при необходимости, мы готовы помочь. О видах содействия мы написали на сайте в разделе «Принципы работы». Сюда входит и юридическая поддержка, и маркетинговая поддержка, а также помощь наших программистов и других специалистов.

- Требуемая доля в 50% означает, что вы можете попытаться вмешаться в оперативное управление, если вам кажется, что что-то идет не так? Подлежит ли эта доля пересмотру, если к вам придет проект, в большом успехе которого вы уверены?

- Как правило, мы предоставляем разработчикам свободу принятия решений относительно проекта. Мы стараемся выбирать такие проекты, где люди могут сами эффективно управлять бизнесом или активно этому учиться. Теоретически, мы готовы обсуждать долю в проекте, но в этом случае разработчики должны предоставить железные аргументы и доказательства в пользу успеха и прибыльности проекта. Следует все-таки учитывать, что IT - и web в частности - до сих пор являются областями инвестирования, где риски значительно выше, чем в каком-либо офлайновом бизнесе.

- Вы собираетесь растить проекты скорее на продажу или будете сохранять доли в них?

- Все зависит от каждого проекта в отдельности. Если проект коммерчески успешен - мы не торопимся его продавать. Если будут интересные предложения по покупке, мы будем их, естественно рассматривать.

Есть опасения, что работа фонда может оказаться не вполне успешной. Как пояснила директор по инвестициям фонда AddVenture Елена Масолова, до тех пор, пока не виден опыт команды фонда, круг экспертов, которых фонд может привлечь в проекты, то, на каких сферах они специализируются, ожидать привлечения хороший проектов в фонд не следует. Специалист в области стартапов, автор проекта о венчурных инвестициях Артур Вельф утверждает, что важно, чтобы предприниматель видел не только юридическое лицо, но и понимал, какие люди за ним стоят. Эти люди должны обладать репутацией, которую они формировали многие годы. В таком случае предприниматель более защищен, поскольку понимает, что вряд ли ради сиюминутной выгоды эти люди будут рисковать своей репутацией. Также должно быть понятно, откуда у этих людей деньги, как они заработаны - и есть ли вообще. По словам г-на Вельфа, на рынке иногда появляются персонажи, называющие себя инвесторами, у которых денег на самом деле нет, но они хотят заработать на интернет-проектах как посредники. «Несмотря на кризис, количество инвесторов, которые понимают перспективность интернет-бизнеса, по-прежнему высоко - только требования к проектам у них стали значительно жестче. Поэтому люди с такими проектами пойдут к тем инвесторам, к которым есть доверие на рынке», - уверен эксперт.

Картина дня

наверх