Федеральная антимонопольная служба (ФАС) до конца марта проанализирует ценообразование на доступ в Интернет в регионах, сообщает "Прайм-тасс". По итогам работы может быть возбуждено дело в отношении нескольких межрегиональных компаний (МРК) «Связьинвеста» - крупнейшего российского магистрального провайдера.
Задача ведомства — устранить цифровое неравенство и сделать Интернет одинаково доступным всюду в России. Формулировка, несомненно, приятная жителям удаленных от Москвы регионов, однако к реальности близкая не вполне.
Около 80% российского трафика проходит через московскую точку обмена трафиком М9. Понятно, что чем дальше от этой точки конечный потребитель, тем больше оптоволокна до него надо провести и тем дороже этот трафик ему выходит. Это вопрос централизации обмена трафиком. Можно обсуждать, хорошо это или плохо, но это факт, который едва ли в ближайшее время поменяется. Вследствие этого себестоимость доставки трафика в удаленные от Москвы регионы выше, чем в более близкие.
Впрочем, сама по себе высокая себестоимость еще ничего не означает. Основная проблема регионального интернета вовсе не в ней. «Связьинвест» (в лице входящего в него «Ростелекома») владеет крупнейшей в России сетью волоконно-оптических линий связи, по которым, собственно, и передается интернет-трафик. Также в «Связьинвест» входят МРК — межрегиональные компании, предоставляющие услуги населению, часто местные монополисты, такие как «Дальсвязь», «Уралсвязьинформ» (бренд Utel), «Северо-западный телеком». Эти компании получают «материнский» магистральный трафик, скорее всего, совсем не по той цене, по которой его берут другие местные операторы. Два разных бизнеса - услуги населению и передача данных по магистральным каналам - оказались в одних руках и объединились в мощный монопольный союз. Провайдеры, не являющиеся МРК «Связьинвеста», получают магистральный трафик дорого и не выдерживают ценовой конкуренции с «дочками» монополиста.
ФАС попытается разобраться в этом, хотя претензии, выдвинутые к региональным дочкам, кажутся подходом к проблеме не совсем с той стороны, с которой она может быть решена. Завышение цен в результате использования монопольного положения МРК «Связьинвеста» - лишь следствие ситуации с продажей магистрального трафика. В реальности причина высоких цен - не в «дочках» «Связьинвеста», а в самой «маме».