На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российский разработчик рассказал о бизнесе в App Store

Компания Apple уже не первый год является основным ньюсмейкером в IT-индустрии. Больше всего внимания притягивают новости, связанные с ее мобильными продуктами, такими как iPhone и iPad, основным из достоинств которых является широкий выбор сторонних приложений в собственном магазине App Store. «Руформатор» представляет интервью с Алексом Пацаем, блогером, директором по развитию и совладельцем компании Unreal Mojo, крупнейшим из немногих производителей приложений для iPhone в России.

- Расскажите, пожалуйста, когда и почему ваша компания стала разрабатывать приложения для iPhone и чем занималась до этого?

- Компании Unreal Mojo сейчас уже год, до этого часть ее сотрудников состояла в группе Ripdev, которая занималась разработкой приложений для iPhone с джейлбрейком (то есть, для тех телефонов, которые были специальным образом взломаны для установки приложений не из App Store). Коллектив Ripdev в свое время выпустил такой популярный продукт, как «Русский проект» - утилиту, добавлявшую поддержку русского языка в iPhone (изначально такая поддержка там отсутствовала).

Еще была очень популярная программа Kate - набор различных «улучшателей» для операционной системы iPhone. Однако рынок взломанных телефонов оказался не очень привлекательным, и была создана компания Unreal Mojo, которая уже занимается разработкой официальных приложений для iPhone и iPad, распространяемых через Apple App Store. Кроме этого, мы разрабатываем и под другие новые мобильные платформы, такие как Google Android и Samsung Bada.

- Помимо игры Nanoplex, ваши остальные приложения в принципе ориентированы исключительно на отечественного потребителя, я имею в виду, что вряд ли американцу понадобится клиент «Альфа-Банка», программа передач отечественного ТВ или новости на русском. Но, как известно, официальные продажи iPhone в России провалились, а неофициально ввезенных и проданных просто физически не может быть много. Так почему же год назад для своих разработок вы выбрали такую не очень популярную по сравнению с тем же Symbian платформу и стали продаваться через App Store? Лично мне кажется, что русские пользователи привыкли «пиратить» и обычно не платят за программы.

- Начну, пожалуй, с конца. С пиратством нам бороться значительно проще, потому что у нас есть разработанная нашими специалистами библиотека для защиты приложений от взлома Kali AntiPiracy. Она предотвращает взлом приложений, и за полтора года на рынке ее пока не взломали. Ее лицензировали у нас разработчики довольно популярных приложений под iPhone, так что их инвестиции в Kali себя оправдали.

Что касается приложений для российского рынка - пока что на нем нам все же проще, потому что мы значительно лучше знаем российского потребителя и его потребности, поэтому и ориентируемся пока на него. Мы засветились на этом рынке несколькими своими приложениями, в частности, «Телегид» или iPref, и после этого мы стали, наверно, одним из крупнейших в России контрактных разработчиков приложений для iPhone и других мобильных платформ. В частности, то же приложение «Альфа-Банк» было разработано по заказу одноименного банка, а сервис NewsTube заказал у нас мобильный клиент для iPhone. Сейчас среди наших заказчиков — крупнейшие российские компании, которые заказывают у нас приложения под различные мобильные платформы.

Ну а iPhone и прочих i-устройств в России не так уж мало, как может показаться. Только iPhone первого поколения в Россию было ввезено, по разным оценкам, от 300 до 500 тыс. штук, плюс официальные продажи за почти два года, плюс серый импорт, плюс iPod Touch, сейчас еще и iPad — устройств на iOS, как сейчас называется мобильная операционная система устройств Apple, в России может быть больше миллиона штук, а это не такой уж маленький рынок. И даже если он меньше Symbian по количеству, то по качеству он его на порядки превосходит — на iOS-платформе пользователи активно пользуются приложениями, покупая их, скачивая и устанавливая на устройства. На Symbian, в связи с относительно более высокой сложностью этого процесса, это не так популярно. А до западного рынка мы еще доберемся, у нас есть идеи, с чем его можно попробовать штурмовать.

- Так или иначе, ваш бизнес сегодня – это, скорее, продажа приложений для крупных компаний, а не для пользователей? Сравним ли доход от Nanoplex или ReadMe с прибылью от разработки программы для NewsTube?

- Да, так получилось, что сейчас у нас контрактное направление значительно более активно, чем разработка своих собственных приложений. Мы просто не успеваем расширяться такими темпами, чтобы еще и свои приложения разрабатывать. Ни Nanoplex, ни ReadMe, к сожалению, не стали пока такими хитами, чтобы можно было забросить разработку по заказу и заняться исключительно своими проектами.

- Сегодня пришла интересная новость, в которой рассказывается о том, что разработчик в первый день заработал на своем приложении для iPhone 4 почти $1500, причем приложение совсем простенькое – делает из вспышки фонарик. Получается, что Джобс предложил путь, выгодный для всех? Долго ли продержатся такие высокие показатели просмотра рекламы (в посте идет речь о том, что каждый десятый посмотрел рекламу)?

- Рекламный способ монетизации приложений - ничего нового, и раньше бывали случаи, когда разработчик на рекламе популярного бесплатного приложения мог зарабатывать несколько сотен долларов в день. Сейчас у iAd действительно реклама вызывает интерес, потому что все хотят посмотреть «А о чем вообще весь этот шум?», и поэтому показатель CPM на этой рекламе действительно очень высокий. Дальше будет меньше, конечно, но какой-то доход эта реклама давать будет. Но, опять же, нужно понимать, что эта модель рассчитана в первую очередь на западный рынок, на который нацеливаются рекламодатели. Доходы на рекламе в приложениях для российского рынка мизерны.

- А следует ли ожидать увеличения количества более качественных бесплатных приложений для iOS благодаря iAd?

- Если выплаты сохранятся на этом уровне (в чем я сомневаюсь), то это могло бы привести к подобному росту качественных бесплатных приложений. Однако не все приложения можно перевести на рекламную модель, а некоторым это можно быть просто неинтересно. Вполне возможно, что опять вернется популярность модели платной и Lite-версий, с помощью которой разработчики будут подстраховываться.

- Часто слышна критика в адрес Apple, что они не позволяют разрабатывать под iPhone в средствах, отличных от предлагаемых ими, то есть не в XCode. На днях даже прошла новость, что антимонопольная комиссия Евросоюза заинтересовалась этим моментом и может начать дело против Apple. Интересно было бы узнать ваше мнение, почему компания занимает именно такую позицию и что она сможет сделать, если ее прижмут европейские власти.

- Apple достаточно прямолинейна во всем, что касается использования сторонних инструментов. Как минимум, может возникнуть проблема отставания этих сторонних инструментов от новых возможностей системы, которые анонсирует Apple — тот же Flash обновляется раз в 2-3 года, за это время Apple успеет выпустить две новых версии операционной системы. Плюс поддержка внутренних технологий, той же многозадачности, которую Apple добавила в iOS4. К тому же использование сторонних инструментов добавляет головной боли с безопасностью - очень показательно, что Android-смартфон HTC EVO в США взламывают для получения root-доступа к прошивке именно с помощью Flash, который есть в новой версии Android. С нашей точки зрения инструменты разработки под iPhone достаточно просты и удобны, чтобы их можно было быстро освоить и начать создавать приложения так, чтобы они выглядели как настоящие приложения для этой системы, а не как кросс-платформенная поделка.

Я сомневаюсь, что эта комиссия Евросоюза сможет как-то заставить Apple изменить что-то в этом направлении - в конце концов, Apple не Microsoft, и iPhone - это не Internet Explorer с их огромной, действительно монопольной долей рынка. Я бы на месте Apple ответил: «Вам не нравится разрабатывать на Xcode под iPhone, вы хотите разрабатывать на Flash? Существуют и другие платформы, идите туда».

- В последнее время Apple становится более либеральной по отношению к приложениям для своих устройств - сначала пропустила браузер Opera, а теперь приложение, использующее вспышку не по назначению. Не считаете ли вы, что это вызвано боязнью конкуренции со стороны более свободного рынка приложений для Android?

- С Opera, в моем представлении, никогда не было особых проблем, так как фактически приложение требования Apple не нарушает. Имевший якобы место отказ в 2008 году - не более чем миф, подтвержденный сотрудниками Opera, тогда браузер в App Store никто не подавал. Приложения, использующие вспышку - возможно, это действительно уступка Apple, которая в том числе может быть вызвана если не боязнью, то, по крайней мере, пониманием того, что излишнее закручивание гаек до добра не доведет. Думаю, что Apple в случае iPhone/Android не хочет повторения истории с Mac/Windows, поэтому будет делать те шаги, которые позволят предотвратить подобное развитие ситуации.

Картина дня

наверх