Мы должны иметь еще одну пару глаз, и FIFA должна начать двигаться в ногу со временем. В субботу генеральный секретарь этой организации, Джером Вальк (Jerome Valcke), заявил, что на следующем чемпионате мира вполне могли бы пригодиться еще два помощника судей, один для каждых ворот - «наличие большего количества пар глаз помогает судьям быстрее принимать решения».
Решение не засчитывать гол Фрэнка Лэмпарда (Frank Lampard) могло стать причиной катастрофы для Англии (хотя, если говорить прямо, они не провели красивую игру в Южной Африке), но третий гол США в матче против Словении был отменен. Так почему же FIFA ведут себя в этой ситуации словно кучка луддитов? Портал Fast Company попытался ответить на этот вопрос в своей статье. «Руформатор» представляет ее перевод.
FIFA: переписываем историю
Другие игры, такие как теннис, крикет и регби – все используют новые технологии. Например, hawk-eye («ястребиный глаз»). Эта технология заключается в наличии как минимум четырех высокоскоростных видеокамер, расположенных вокруг спортивной арены, и высчитывает положение мяча в трехмерном пространстве в каждом кадре камеры. Нельзя сказать, что критика обходит эту технологию стороной - утверждается, что статистическая погрешность в системе слишком мала. Hawk-eye была предложена для использования в футболе, но FIFA не желают принимать эту идею.
Другая идея предложена фирмами Adidas и Cairos. Она состоит в использовании магнитного излучения в области ворот. Когда мяч, имеющий встроенный датчик, пересекает линию, часы на запястье арбитра подтверждают наличие или отсутствие гола.
FIFA утверждает, что правила должны быть одинаковы для всех – от профессиональных лиг в каждой стране до команд собутыльников, которые выбираются попинать мяч по воскресеньям. Однако зрители футбольных матчей по всему миру признают преимущества повторных показов и технологии виртуальной линии ворот. По словам спортивного журналиста Джеймса Мэйсона (James Mason), доводы FIFA не имеют смысла: «Любой, кто играет в футбол в субботу или в воскресенье… ну в общем, у нас не всегда даже судья есть, да и за линией ворот наблюдать некому. Это другое. А наверху денег много, так что они могут себе позволить внедрить эту технологию».
Еще в марте этого года футбольный мир ждал, что FIFA скажет по поводу использования новой технологии на предстоящем чемпионате мира. Вот часть их заявления: «Независимо от того, какая технология применяется, в конечном счете решение придется принимать человеку. Часто бывает, что даже после повтора в замедленном режиме 10 разных экспертов будут иметь 10 различных мнений о том, какое решение нужно было принять». Эти слова даже не вполне соотносятся с темой.
Также FIFA напыщенно рассуждает об улучшении качества судейства и раздумывает над тем, как технология может изменить игру. «Если IFAB (International Football Association Board) одобрила бы внедрение этой технологии, что помешает внедрить ее и в другие аспекты игры? Каждое решение в любой области поля может быть поставлено под сомнение». Понятно, что они боятся Японии, которая может быть первой страной, предложившей 23 робота-футболиста на ЧМ 2030 года, который будет проведен на Луне.
Судья должен принять решение о том, что он видит или не видит – но, судя по реакции уругвайского судьи на линии, когда он смотрел повтор, – вполне возможно, что судьи могут надавить на FIFA с требованием внести изменения как можно раньше. Учитывая, что ранее спорные решения матча от должностных лиц привели к серьезным угрозам в отношении некоторых судей (и к раннему выходу на пенсию Андерса Фриска (Anders Frisk) после матча Лиги чемпионов), а также к кампании в Facebook против Тома Хеннинга Овребо (Tom Henning Ovrebo) четыре года спустя, такое возможное решение можно только приветствовать.
Зепп Блаттер (Sepp Blatter) заявил несколько дней назад, что FIFA рассмотрит вопрос об имплементации такой технологии в следующем месяце. «Очевидно, что после произошедшего на текущем чемпионате мира было бы глупо не поднять вопрос о внедрении такой технологии», - добавил он. Президент FIFA также отметил, что организация начинает рассматривать вопросы о внедрении новых стандартов: «Мы представим новую модель в ноябре, когда расскажем, как улучшить судейство и контроль за матчем. Я не могу сказать больше о том, что мы делаем, но что-то мы изменим».