Мысли про Flash
У Apple длинная история отношений с Adobe. Фактически мы встретили основателей Adobe, когда они работали в своем ставшем притчей во языцех гараже. Apple стала их первым крупным покупателем, использовав язык Postscript для нашего принтера Laserwriter. Apple инвестировала в Adobe и владела порядка 20% компании на протяжении многих лет.
Две компании работали в тесной связке, чтобы стать пионерами в области типографской деятельности на ПК, и у нас было много хороших моментов. С тех золотых времен компании выросли - и выросли врозь. Apple прошла через состояние, близкое к смерти, а Adobe втянулась в корпоративный рынок со своей серией продуктов Acrobat. Сегодня две компании все еще работают вместе, чтобы обслуживать своих общих покупателей: пользователи Mac покупают около половины продуктов Adobe Creative Suite - но за рамками этого общих интересов мало.Я бы хотел бегло набросать некоторые наши мысли по поводу продуктов Adobe Flash, чтобы наши покупатели и критики могли лучше понять, почему мы не допускаем Flash на iPhone, iPod и iPad. Adobe описывает наше решение как инспирированное в первую очередь бизнес-соображениями - они утверждают, что мы хотим защитить наш App Store - но в действительности оно базируется на технологических проблемах. Adobe утверждает, что мы - закрытая система, а они - открытая, но в реальности верно обратное. Позвольте мне объяснить.
Во-первых, «открытость»
Продукты Adobe Flash на 100% проприетарны. Они доступны только от Adobe, и только Adobe имеет власть над их будущим улучшением, ценообразованием. Хотя продукты Adobe широкодоступны, это еще не означает, что они открыты, так как они целиком контролируются Adobe и доступны только от Adobe. Практически, по любому определению, Flash - закрытая система.
У Apple тоже много проприетарных продуктов. Хотя операционная система iPhone, iPod и iPad проприетарна, мы твердо уверены в том, что все стандарты, касающиеся веба, должны быть открыты. Вместо того, чтобы поддерживать Flash, Apple реализовала HTML5, CSS и Javascript - открытые стандарты. Мобильные устройства Apple поставляются с высокопроизводительными, энергоэффективными реализациями этих открытых стандартов. HTML5, новый веб-стандарт, реализованный Apple, Google и многими другими, позволяет веб-разработчикам создавать усовершенствованную графику, типографские работы и анимацию, не полагаясь на браузерные плагины третьих сторон (такие как Flash). HTML5 абсолютно открыт и контролируется комитетом по стандартам, членом которого является Apple .
Apple даже создает открытые стандарты для веба. Например, Apple начала с небольшого проекта с открытым кодом и создала WebKit, движок для рендеринга веб-страниц с абсолютно открытым кодом, являющийся сердцем браузера Safari, используемого во всех наших продуктах. WebKit широко принят. Google использует его в своем браузере для Android, Palm использует его, Nokia использует его, и RIM (Blackberry) объявила, что тоже будет его использовать. Практически любой веб-браузер для смартфонов, отличных от тех, на которых используется операционная система Microsoft, использует WebKit. Сделав технологию WebKit открытой, Apple задала стандарт мобильных веб-браузеров.
Во-вторых, «полноценный веб»
Adobe неоднократно повторяла, что мобильные устройства Apple не могут иметь доступ к «полноценному вебу», потому что 75% видео на вебе реализовано на Flash. Но чего они не говорят - так это того, что почти все это видео доступно в более современном формате, H.264, и его можно смотреть на iPhone, iPod и iPad. YouTube, доля которого в онлайн-видео оценивается в 40%, блистает в приложении, встроенном во все устройства Apple, при этом iPad, возможно, предлагает пользователю самый лучший опыт просмотра и исследования YouTube. Добавьте к этому видео из Vimeo, Netflix, Facebook,ABC, CBS, CNN, MSNBC, Fox News, ESPN, NPR, Time, The New York Times, The Wall Street Journal, Sports Illustrated, People, National Geographic и многих, многих других источников. Пользователи iPhone, iPad и iPod не упускают большого количества видео.
Вторая претензия к Apple заключается в том, что на устройствах невозможно играть во Flash-игры. Это правда. К счастью, в App Store более 50 тыс. игр и развлекательных программ, и многие из них бесплатны. На iPhone, iPod и iPad доступно больше игр, чем на любой другой платформе в мире.
В-третьих, надежность, безопасность и производительность
Symantec недавно указала на то, что Flash имеет одну из самых худших историй безопасности за 2009 год. Также мы из первых рук знаем, что Flash - причина номер 1 обрушения Mac OS. Мы работали с Adobe над решением этих проблем, но они сохраняются на протяжении нескольких лет. Мы не хотим уменьшать надежность наших iPhone, iPod и iPad, добавляя Flash.
Вдобавок, Flash непроизводителен на мобильных устройствах. Мы непрерывно просили Adobe показать нам производительную работу Flash на мобильных устройствах, на любом мобильном устройстве, на протяжении нескольких лет. Мы этого так и не увидели. Adobe публично заявила, что Flash будет реализован на смартфонах в начале 2009, затем - во второй половине 2009, потом - в первой половине 2010, а сейчас они говорят о второй половине 2010. Мы думаем, рано или поздно он появится, однако мы рады, что не задерживали дыхание. Кто знает, как он будет работать?
В-четвертых - время автономной работы
Чтобы добиться долгого времени работы от батареи во время проигрывания видео, мобильные устройства должны декодировать его аппаратно: программное декодирование потребляет слишком много энергии. Многие чипы, используемые в современных мобильных устройствах, содержат декодер, называемый H.264 - отраслевой стандарт, используемый в каждом Blu-Ray приводе, и принятый Apple, Google (YouTube), Vimeo, Netflix и многими другими компаниями.
Хотя Flash недавно добавил поддержку H.264, видео на почти всех Flash-вебсайтах требует декодера более старого поколения, не реализованного в мобильных чипах и потому вынужденного запускаться программно. Разница разительна: например, на iPhone H.264 видео играет до 10 часов, а видео, декодируемое программно - меньше 5, до тех пор, пока батарея не окажется полностью разряженной.
Когда веб-сайты перекодируют свои видео, используя H.264, они смогут предложить их вообще без использования Flash. Они прекрасно проигрываются в браузерах, таких как Apple Safari или Google Chrome, безо всяких плагинов, и выглядят хорошо на iPhone, iPod и iPad.
В-пятых, touch-интерфейс
Flash был разработан для ПК, использующих мышь, а не для тачскринов, использующих пальцы. Например, многие Flash-сайты строятся с использованием «ролловеров», которые показывают меню или другие элементы, когда мышь движется над определенной точкой. Революционный мультитач-интерфейс Apple не использует мышь, и понятия «ролловера» нет. Большинство Flash-сайтов требуется переписать, чтобы поддерживать touch-устройства. Если разработчикам придется переписывать свои Flash-сайты, почему бы им не использовать современные технологии, такие как HTML5, CSS и Javascript?
Даже если бы iPhone, iPod и iPad запускали Flash, это бы не решило той проблемы, что большинство Flash-сайтов необходимо переписать, чтобы поддерживать touch-устройства.
Шестая, самая важная причина
Кроме того, что Flash закрыт и проприетарен, имеет важные технические недостатки и не поддерживает touch-устройства, есть гораздо более важная причина того, что мы не разрешаем Flash на iPhone, iPod и iPad. Мы обсудили проблемы использования Flash для проигрывание видео и интерактивного контента на мобильных устройствах, однако Adobe также хочет, чтобы разработчики использовали Flash для создания приложений для наших мобильных устройств.
Мы знаем, как болезненна ситуация, когда слой ПО, лежащий между платформой и разработчиком, неизбежно влечет создание суб-стандартных приложений и тормозит развитие и прогресс платформы. Если разработчики становятся зависимыми от библиотек и инструментов третьей стороны, они могут использовать преимущества развития платформы тогда и только тогда, когда третья сторона решит реализовать новые возможности. Мы не можем полагаться на милость третьей стороны решать, сделают ли они наши улучшения доступными для разработчиков, и когда они это сделают.
Все становится еще хуже, если третья сторона предоставляет кроссплатформенные средства разработки. Третья сторона может не реализовывать улучшения одной платформы до тех пор, пока они не появились на всех поддерживаемых платформах. Таким образом, разработчики получают доступ только к общему знаменателю всех возможностей. Еще раз: мы не можем принимать ситуацию, когда разработчики не могут использовать наши инновации и улучшения потому, что они недоступны на платформах наших конкурентов.
Flash - кроссплатформенное средство разработки. Цель Adobe не заключается в том, чтобы помогать разработчикам писать лучшие приложения для iPhone, iPod и iPad. Их цель - помогать разработчикам писать кроссплатформенные приложения. И Adobe болезненно медленно реализует новые возможности платформ Apple. Например, хотя Mac OS X производится почти 10 лет, Adobe реализовала его возможности полностью только две недели назад, создав CS5. Adobe была последним крупным сторонним разработчиком, полностью принявшим Mac OS X.
Наша мотивация проста - мы хотим предлагать самую продвинутую и инновационную платформу нашим разработчикам, и мы хотим, чтобы они стояли непосредственно на плечах этой платформы, и создавали лучшие в мире приложения. Мы хотим постоянно улучшать платформу так, чтобы разработчики создавали более замечательные, мощные, веселые и полезные приложения. Все победят - мы продадим больше устройств, потому что у нас лучшие приложения, разработчики получат все более и более широкую аудиторию и пользовательскую базу, пользователи будут постоянно получать лучшие и самые разнообразные приложения на любой платформе.
Выводы
Flash был создан в эру ПК - для ПК и мыши. Flash - успешный бизнес для Adobe, и мы можем понять, почему они хотят расширить его за пределы ПК. Но мобильная эра - это устройства с низким энергопотреблением, touch-интерфейсы и открытые веб-стандарты - все те области, где Flash не справляется.
Лавина медийных поставщиков, предлагающих свой контент для мобильных устройств Apple, демонстрирует, что Flash больше не необходим, чтобы смотреть видео и потреблять любой тип интернет-контента. И 200 тыс. приложений в App Store доказывают, что Flash не необходим, чтобы десятки тысяч разработчиков создавали графически богатые приложения, включая игры.
Новые открытые стандарты, созданные в мобильную эру, такие как HTML5, победят на мобильных устройствах (и на ПК). Возможно, Adobe должна сконцентрироваться на создании хороших инструментов HTML5 для будущего, и меньше критиковать Apple за расставание с прошлым.
Стив Джобс,
Апрель 2010.
Оригинал письма доступен на сайте Apple.