На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Самое страшное в Сети - покупки в магазине

Последнее исследование компании F-Secure показало, что одна из самых страшных процедур для людей в Сети - это покупка по кредитным картам в интернет-магазинах. Безбоязненно платит картами за покупки только 6% респондентов. В то же время ровно половина не испытывает отрицательных эмоций, осуществляя различные процедуры интернет-банкинга.

И то и другое — операции с карточками, проводимые через Сеть. Разница в том, что в одном случае клиент «общается» со специальной программой или с сайтом банка, которому доверяет, в другом - с сайтом магазина и платежного агрегатора.

Поводы для беспокойства действительно имеются. Только за последнее время две процессинговые фирмы - Heartland Payment Systems и CheckFree - допустили утечки данных, поставившие под удар более сотни миллионов владельцев карт. Естественно, компании, проводящие обработку платежей, серьезно страдают, когда конфиденциальность данных нарушается. Вместе с ними страдают и магазины: падение доверия к методу оплаты, который является основным в западных странах, несомненно, ведет к падению популярности самих магазинов. Пользователю нет нужды разбираться, кто виноват - он заплатил в интернет-магазине, у него украли данные карты. Что произошло между этими двумя событиями, не так уж и важно: в следующий раз, скорее всего он, пойдет в обычный магазин.

Чтобы не терять клиентов, магазины вынуждены сами каким-то образом разъяснять преимущества и особенности карточных платежей. Ozon.ru, например, проводим специальные маркетинговые акции, стимулирующие использование этой формы оплаты, а также информирует клиентов в специальных почтовых рассылках. В интернет-супермаркете программного обеспечения Softkey также ведут разъяснительную работу с клиентами, которые собираются воспользоваться данным видом оплаты и не знают, как это сделать. Как рассказал директор по развитию Softkey Алексей Ровдо, на данный момент около 30% покупателей супермаркета - физических лиц предпочитают производить оплату посредством банковских карт. Эта статистика сохраняется на протяжении последних двух лет, что подтверждает жизнеспособность такого вида расчетов, несмотря на все страхи и опасения.

Доля покупателей, использующих карты, в Softkey необычайно высока: это обусловлено самим характером продаваемого продукта. Тем не менее, даже эта высокая доля все равно существенно меньше, чем на западе. Возможно, поэтому российские игроки рынка пока не чувствуют всей неприятности сложившейся ситуации. С другой стороны, медленный ввод карт как платежного средства в Сети поспособствовал увеличению их безопасности. Как пояснил Алексей Ровдо, до выхода на российский рынок международные платежные системы рассматривали Россию как потенциально опасную территорию. «Высокий уровень безопасности, обеспеченный для этого вида расчетов в нашей стране, в конечном счете, стал дополнительным преимуществом для пользователя. Так что на Западе, - высказал мнение директор по развитию Softkey, - опасения пользователей, пожалуй, даже более оправданы, чем в России».

Платить кредитками действительно небезопасно, и определенные риски существуют. Компании, осуществляющие процессинг платежей, вынуждены ужесточать требования к безопасности. Для западных магазинов нежелание клиента платить картой - катастрофа, для российских же ситуация иная. То, что использование карт идет крайне медленными темпами, позволяет учесть опыт западных коллег и избежать многих ошибок.

Картина дня

наверх