Команда исследователей и разработчиков выиграла $1 млн в конкурсе сервиса видеопроката Netflix. Netflix - американский онлайн-сервис видеопроката. Задачей конкурса, который проводила компания, была разработка рекомендательной системы, которая советовала бы пользователю посмотреть тот или иной фильм исходя из уже известной его истории поведения и истории поведения других пользователей с похожими вкусами.
Точнее говоря, условие конкурса заключалось в том, чтобы превзойти качество уже имеющейся системы рекомендаций на 10% (качество оценивалось по среднеквадратичному отклонению рассчитанного результата от реального).Итак, по оценкам Netflix 10% улучшения точности прогноза дадут компании более $1 млн прибыли - иначе проведение конкурса на таких условиях не имело бы смысла. Известны результаты рекомендательной системы MyBuys, занимающейся подбором рекомендаций в различных интернет-магазинах. В результате ее использования, по оценкам самой компании, средний заказ увеличивается на 45%, конверсия - на 90%. По оценкам управляющего рекомендательным сервисом «Имхонет», профессора ГУ-ВШЭ Александра Долгина, сервис рекомендаций наиболее востребован в трех случаях. Первый - там, где велика цена покупательской ошибки - выбор отеля, спектакля, дорогой техники. Второй - там, где акты потребления часто повторяются: музыка, кино, телевидение. Третий - там, где засилье промотехологий мешает человеку добраться до наиболее стоящего - например, музыкальные и кинофестивали.
Как отмечает г-н Долгин, рекомендательная система способствует продажам лишь того, что лучше отвечает вкусам. Благодаря ей увеличиваются продажи качественной продукции и одновременно растет покупательская лояльность. Однако внедрение рекомендательных сервисов может вообще изменить поведение потребителей и структуру тех рынков, в которых такие системы заработают. «Общественный эффект от внедрения рекомендательных систем колоссальный. Он соизмерим с прорывом от многопроцентного прироста КПД двигателя внутреннего сгорания», - оценивает управляющий «Имхонета». В самом деле, рекомендательные сервисы могут помочь найти покупателя тем продуктам, у которых раньше этого не получалось сделать. Фактически, они могут разрушить концепцию витрины. Поле для выбора у каждого потребителя все равно ограничено - чаще всего даже не предложением, а его возможностями по изучению этого предложения. Многие, хотя формально и имеют возможность выбора, часто ограничиваются изучением того, что на витрине - из-за недостатка времени. «Рекомендации приводят к тому, что продажи нераскрученных (но от того не менее интересных) товаров растут, а блокбастеров - падают» - утверждает Александр Долгин.
«Имхонет» сам по себе мог бы участвовать в конкурсе Netflix - и победил бы. Однако по условиям конкурса нужно было передавать свои ноу-хау, а в планах команды «Имхонета» дальнейшее самостоятельное развитие: г-н Долгин убежден, что в скором времени магазины вынуждены будут предпринять шаги навстречу покупателю. Экономического смысла в самостоятельной разработке такого сервиса для магазинов нет: процесс слишком наукоемок и труден, как показывает пример Netflix.