Недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России одобрила ходатайство телекоммуникационного оператора МТС и АФК «Система» в отношении интернет-магазина Ozon.ru. Об последствиях сделки рассказывает кандидат политических наук, доцент доцент кафедры политологии МГГУ им. М.А.Шолохова Виктор Титов.
Одной из завершающих знаковых новостей прошлого года стала информация о консолидации акций крупнейшего отечественного интернет-магазина – Ozon - фондом прямых инвестиций Baring Vostok, управляемым компанией Baring Vostok Capital Partners. Таким образом, «старый» инвестор вернул себе фактический контроль над российским «гигантом» электронной коммерции, который был утрачен им в 2003 году. А на днях, по сообщениям прессы, был найден покупатель на на 20% будущей допэмиссии – АФК “Система” в тандеме с МТС (предполагаемые покупатели пока не подтвердившие информацию).
По сведениям “Ведомостей” весь холдинг Ozon оценен потенциальными покупателями в 750 миллионов долларов, а выручка за 2012 год составила 7,7 млрд. рублей при валовом обороте (включающем полную стоимость товаров, от которых ритейлер получает только комиссию, таких, как авиабилеты) – 15,3 млрд. рублей.
“На рынке, где доля крупнейшего игрока не превосходит 3% общего оборота, мультипликаторы не могут быть большими. Коэффициент 2,9 к выручке – это относительно высокая оценка для рынка e-commerce”, – полагает аналитик FINAM Global Леонид Делицын. – “Для Amazon.com соответствующий коэффициент составляет сейчас лишь 2,2. Это означает, что инвесторы ожидают высоких темпов прироста российского рынка в сравнении с мировым. Сделка по Ozon была бы важна для всего рынка
Представляется, что данное событие может вызывать интерес, в нескольких ракурсах. Первый – непосредственная дальнейшая судьба этого интернет-ресурса. В связи с этим можно отметить, что наиболее популярной в экспертном сообществе является версия дальнейшей перепродажи Ozon зарубежным инвесторам. Очевидно, что в современных условиях резкого роста объема аудитории Рунета зарубежный бизнес все более активно обращает внимание и на запросы, и на «кошельки» многочисленных российских «юзеров» с их потребностями, интересами, образом жизни. Поэтому переход ведущего ресурса Рунета в «добрые руки» глобального сетевого бизнеса – перспектива более чем реальная.
Здесь уместно напомнить, что Ozon – это не только магазин Ozon.ru, но и обувной магазин Sapato.ru, крупный трэвел-проект Ozon-travel, и ряд вспомогательных собственных служб.
Второй момент, на который следует обратить внимание, связан с тем, что электронная коммерция в Рунете, хотя и является делом перспективным и потенциально весьма прибыльным, не вызывает особого энтузиазма у российского бизнес-сообщества. Судя по всему, отечественный бизнес рассматривает интернет-коммерцию не как самостоятельное полномасштабное направление деятельности, а по-прежнему «в контексте» более широких стратегий диверсификации активов. В этих условиях коммерческие интернет-ресурсы, хотя и попадают с завидной регулярностью в разряд «перспективных», все еще по инерции воспринимаются российским топ-менеджментом в качестве самобытных, но одиноких «темных лошадок», технологий «на вырост», всеобъемлющая коммерциализация которых рискует обернуться серьезными экономическими издержками, репутационными потерями, а, возможно, и финансовыми убытками. И в этой противоречивой ситуации главенствует «логика спринтера» - стремление не проиграть на «короткой» дистанции, минимизировать риски. Пускай и ценой частичного отказа от модернизации собственных рыночных стратегий, консервативного «рационального выбора», в котором де факто отсутствует долгосрочная перспектива инновационного развития.
С чем связана такая линия поведения, если она действительно имеет место быть? Объяснений может быть много. И даже очень много – стоит только «включить» фантазию. Но на поверхности лежат, как минимум, три. Первое – отечественные инвесторы, играющие в медийном поле, уверенно чувствуют себя в более традиционных нишах и не видят необходимости перераспределять собственные активы в сторону электронной коммерции. Второе. Неоправданные риски. Не столько экономического, сколько правового и социально-политического характера. Например, постоянно возникающие идеи отечественных законодателей регулировать Интернет. Это, естественно, не может не сказываться на бизнес-сообществе, порождает неопределенность, желание подождать «еще чуть-чуть»… И в итоге приводит к бегству отечественных капиталов из «виртуального» пространства.
И наконец, третье – генетическое неверие российского бизнеса, что нынешняя социально-экономическая конфигурация может быть реально стабильной в долгосрочной перспективе. Отсюда и желание минимизировать инновации, искать «короткие» пути и проторенные дороги, позволяющие получать максимум прибыли здесь и сейчас, фактически без обращения к новым формам коммуникации.
Фото: Ozon
Автор: доцент кафедры политологии МГГУ им. М.А.Шолохова Виктор Титов