На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сага об Озоне: тактика инвесторов приоткрывает стратегию

Недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России одобрила ходатайство телекоммуникационного оператора МТС  и АФК «Система» в отношении интернет-магазина Ozon.ru. Об последствиях сделки рассказывает кандидат политических наук, доцент доцент кафедры политологии МГГУ им. М.А.Шолохова Виктор Титов.

Одной из завершающих знаковых  новостей прошлого года  стала информация о консолидации акций крупнейшего отечественного интернет-магазина – Ozon - фондом прямых инвестиций Baring Vostok, управляемым компанией Baring Vostok Capital Partners. Таким образом, «старый» инвестор вернул себе фактический контроль над российским «гигантом» электронной коммерции, который был  утрачен им в 2003 году.  А на днях, по сообщениям прессы, был найден покупатель на на 20%  будущей допэмиссии – АФК “Система” в тандеме с МТС (предполагаемые покупатели пока не подтвердившие информацию).

По сведениям “Ведомостей” весь холдинг Ozon оценен потенциальными покупателями в 750 миллионов долларов, а выручка за 2012 год составила 7,7 млрд. рублей при валовом обороте (включающем полную стоимость товаров, от которых ритейлер получает только комиссию, таких, как авиабилеты) –  15,3 млрд. рублей.

“На рынке, где доля крупнейшего игрока не превосходит 3% общего оборота, мультипликаторы не могут быть большими. Коэффициент  2,9 к выручке – это относительно высокая оценка для рынка e-commerce”, – полагает аналитик FINAM Global Леонид Делицын. – “Для Amazon.com соответствующий коэффициент составляет сейчас лишь 2,2. Это означает, что  инвесторы ожидают высоких темпов прироста российского рынка в сравнении с мировым. Сделка по Ozon была бы важна для всего рынка

Представляется, что данное событие может вызывать интерес, в нескольких ракурсах. Первый – непосредственная дальнейшая судьба этого интернет-ресурса. В связи с этим можно отметить, что наиболее популярной в экспертном сообществе является версия  дальнейшей перепродажи Ozon зарубежным инвесторам.  Очевидно, что в современных условиях резкого роста объема  аудитории Рунета  зарубежный бизнес все более активно обращает внимание и на запросы, и на «кошельки» многочисленных российских «юзеров» с их потребностями, интересами, образом жизни. Поэтому  переход ведущего ресурса Рунета в «добрые руки» глобального сетевого бизнеса – перспектива более чем реальная.

Здесь уместно напомнить, что Ozon – это не только магазин Ozon.ru, но и обувной магазин Sapato.ru, крупный трэвел-проект Ozon-travel, и ряд вспомогательных собственных служб. 

Второй момент, на который следует обратить внимание, связан с тем, что электронная коммерция в Рунете, хотя и является делом перспективным и потенциально весьма прибыльным, не вызывает особого энтузиазма у российского бизнес-сообщества. Судя по всему, отечественный бизнес рассматривает интернет-коммерцию не как самостоятельное полномасштабное направление деятельности, а по-прежнему «в контексте» более широких стратегий диверсификации активов. В этих условиях коммерческие интернет-ресурсы, хотя и попадают с завидной регулярностью в разряд «перспективных», все еще  по инерции воспринимаются российским топ-менеджментом в качестве самобытных, но одиноких «темных лошадок», технологий «на вырост», всеобъемлющая коммерциализация которых  рискует обернуться серьезными экономическими издержками, репутационными потерями, а, возможно, и финансовыми убытками. И в этой противоречивой ситуации главенствует «логика спринтера» - стремление не проиграть на «короткой» дистанции,  минимизировать риски. Пускай и ценой частичного отказа от модернизации собственных рыночных  стратегий, консервативного «рационального выбора», в котором де факто отсутствует долгосрочная перспектива инновационного развития.

С чем связана такая линия поведения, если она действительно имеет место быть? Объяснений может быть много. И даже очень много – стоит только «включить» фантазию. Но на поверхности лежат, как минимум, три. Первое – отечественные инвесторы, играющие в медийном поле, уверенно чувствуют себя в более традиционных нишах и не видят необходимости  перераспределять собственные активы в сторону электронной коммерции. Второе. Неоправданные риски. Не столько экономического, сколько правового и социально-политического характера. Например, постоянно возникающие идеи отечественных законодателей регулировать Интернет. Это, естественно, не может не сказываться на бизнес-сообществе, порождает неопределенность, желание подождать «еще чуть-чуть»… И в итоге  приводит к бегству отечественных капиталов из «виртуального» пространства.

И наконец, третье – генетическое неверие российского бизнеса, что нынешняя социально-экономическая конфигурация может быть реально стабильной в долгосрочной перспективе. Отсюда и желание минимизировать инновации, искать «короткие» пути и проторенные дороги, позволяющие получать максимум прибыли здесь и сейчас, фактически без обращения к новым формам коммуникации.

Фото: Ozon

Автор: доцент кафедры политологии МГГУ им. М.А.Шолохова Виктор Титов

Картина дня

наверх