На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Живых музыкантов заменят виртуальные копии

Фото: Flickr.com/mesq

Возможности музыкантов продавать свои записи с большим коммерческим успехом вскоре могут изрядно уменьшиться из-за культурных сдвигов, привнесенных развитием новых технологий. C другой стороны, некоторые технологии создают новый перспективный рынок для музыки, при котором будет реально запатентовать музыкальный стиль или личность самого артиста.

«Руформатор» представляет перевод статьи портала Wired, в которой рассказывается о том, как развиваются технологии в музыкальной индустрии и к чему это может привести в будущем.

Эта концепция – нечто гораздо большее, чем аватары в играх типа Guitar Hero, созданные по образу и подобию популярных исполнителей. Тем не менее, сходство идей все же есть. Используя сложное ПО, компания Zenph Sound Innovations из Северной Каролины смоделировала особый стиль исполнителей музыкальных произведений от Телониуса Монка (Thelonius Monk) до Рахманинова, взяв за основу старые виниловые и магнитофонные записи. С использованием этой модели компания создала новые композиции, которые играются так, как если бы их исполняли музыканты, если бы они могли делать это сегодня. И это только начало.

Компания Intersouth Partners с оборотом в $10,7 млн спонсировала создание фонда Series A в ноябре 2009 года. Президент компании Кип Фрей (Kip Frey) сообщил, что Zenph выделила почти 15 своих сотрудников для подготовки новых релизов.

В Zenph также планируют исследование множества других новых рынков, включая лицензирование очищенных от шумов старых аудиозаписей и фильмов с помощью их программного обеспечения, которое создает виртуальные копии известных музыкантов. Просто активируйте плагин «Эрик Клэптон», чтобы ваше соло зазвучало так, как если бы его исполнял сам великий джазмен.

Zenph специально создала роботизированные фортепианные инструменты, которые играют на основе MIDI-файлов, созданных с помощью ПО, эмулирующего игру классических или джазовых исполнителей от дней далеких до дней нынешних. Пока компания предлагает всего несколько альбомов от «легенд», включая Арта Тэйтума (Art Tatum), Сергея Рахманинова и Гленна Гульда (Glenn Gould). Вскоре появится джазовый пианист Оскар Питерсон (Oscar Peterson).

Фото с сайта Wired.com

Эти робо-рояли имеют предустановки, эмулирующие помещения Карнеги-Холла, Стейнвей-Холла и Линкольн-центра с поправкой на прошлое. Zenph планирует провести с их помощью три тура уже в этом году. Инженеры компании почти завершили работу над «беспилотным» контрабасом, далее планируется автоматизировать саксофон, а конечная цель – эмулировать звучание обычного джаз-бэнда, включая гитары и прочие инструменты. Однако из-за сложности игры на этих инструментах Zenph планирует сначала смоделировать процесс программно, а затем воспроизводить звук с помощью динамиков.

Можно сделать вывод, что технологии Zenph позволяют узнать, как покойный музыкант сыграл бы композицию сегодня, а не то, как тот же Рахманинов исполнил бы ее по-новому. Иными словами, эти технологии не моделируют личность. «Мы надеемся – но пока не можем это продемонстрировать – что после нескольких выступлений данного «артиста» сможем понять его личный музыкальный стиль настолько, что сделаем возможным применить его на таком материале, который он никогда бы не смог исполнить сам», - сказал Фрей, объясняя то, что ПО Zenph дня сегодняшнего только воспроизводит стиль игры, а не создает его.

Конечно, уникальный музыкальный стиль каждого исполнителя, переведенный в цифровой формат, требует новых лицензий. Даже и представить себе страшно, что сделает Кортни Лав (Courtney Love), услышав виртуальную версию своего бывшего мужа Курта Кобейна (Curt Cobain), играющего произведения, которые он никогда и в глаза не видел.

Как только Zenph уладит все проблемы с копирайтом, они создадут новый тип авторских прав на музыкальную продукцию, срок годности у которых будет исчисляться десятилетиями. Это создает невероятные возможности по лицензированию идеально звучащих записей прошлого для использования их в фильмах и телешоу. Покойный Телониус Монк, играющий в клубе, например, теперь может исполнять совершенно новую музыку с использованием технологий Zenph.

Но таскать рояли в туре, с другой стороны, не так уж и здорово. «Проблема транспортировки стоит достаточно остро, - подтвердил Фрей. - Это не равносильно тому, что вы можете играть на любом рояле в любом городе».

В долгосрочной перспективе решение подобных проблем – моделирование инструментов виртуально, чтобы этим могли заниматься обычные компьютеры, генерирующие музыкальный стиль самостоятельно без дорогостоящих аппаратных устройств. Это позволило бы музыкантам-любителям играть совместно с виртуальными версиями Клэптона или Монка, выбирать разных исполнителей для разных партий и даже выбирать их настроение для той или иной композиции.

«Это порождает целый ряд интересных проблем в области защиты интеллектуальной собственности, но в конечном итоге вы все равно создадите собственный музыкальный коллектив, - сказал Фрей. - Вы будете способны написать партию ударных с помощью своего Кита Муна (Keith Moon), партию гитарного соло с помощью собственного Эрика Клэптона. Это задача ближайшего будущего, но для ее решения должна появиться возможность создавать произведения как бы самим артистом, слышать, как именно он будет играть, как воспринимать это – например, с оттенком легкой грусти».

Конечно, есть определенные ограничения для лицензирования артистов и их манеры исполнения. Не все могут с этим согласиться, поэтому каждая сделка такого рода должна рассматриваться индивидуально.

Но если Zenph и другие компании преуспеют в создании виртуальных личностей, то это, по всей вероятности, создаст новые механизмы лицензирования, которые затронут широкий круг артистов и лейблов, что приведет к большому числу спорных ситуаций. Проблема носит еще и философский подтекст: если машина сможет играть, как человек, почему бы ей и не стать человеком? Лицензирование стиля игры или самой личности исполнителя может создать целый ряд странных проблем, даже если они будут заключаться только в финансовой компенсации возможных убытков.

«Расширение сферы влияния авторского права не очень мне по душе, но идея, которая включает в понятие «авторское право» стиль исполнителя, мне вообще крайне неприятна, - сказал Эрик Сингер (Eric Singer) , создатель коалиции LEMUR (League of Electronic Musical Urban Robots). - Это фактически означает, что вся история музыки, когда люди слушают того или иного исполнителя и восхищаются его стилем, получается подчиненной одной цели – чтобы полностью скопировать и смоделировать этот стиль! Как они вообще собираются создать хоть какие-то отличительные черты?»

Это приведет к существенному обновлению законов об авторском праве. «Защита авторских прав распространяется сейчас исключительно на работы с подтвержденным авторством, наподобие книг или музыкальных записей. С юридической точки зрения я не вижу никаких способов того, как можно лицензировать такое гипотетическое понятие, как «музыкальный стиль», и Zenph никогда не предложит, чтобы на это понятие распространилось какое-то авторское право», - разъяснил Фрей. (Стоит также дополнить, что Zenph заключает сделки с артистами или их представителями для каждой повторной записи, и им придется делать это и в будущем.)

Чтобы управлять личностями артистов, которые, возможно, будут «публично исполнять свои произведения», нужны законы. Когда это, наконец, случится, законы придется разрабатывать как можно быстрее, потому что виртуальные музыканты уже реальны, и они становятся еще реальнее с каждым днем.

Автор: Артур Лоянич, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх