Фото Googlesystem
10 лет назад основатель Google Сергей Брин предвкушал самую грандиозную шутку в истории компании: в День Дурака он решил запустить почтовый сервис Gmail, предлагавший астрономический по тем временам гигабайт свободного пространства, и насладиться реакцией пользователей, когда они наконец поймут, что это не розыгрыш.
Google имеет долгую традицию первоапрельских розыгрышей. В этом году, например, Google предложила пользователям мобильного приложения «Карты» поохотится на покемонов и получить звание «Покемон маста», а пользователям почтового сервиса – установить свое фото в качестве темы. Последнее «нововведение» корпорация шутливо прозвала «шелфи» - от английского «share» (делиться) и «selfie» (фото самого себя, как правило, на мобильное устройство). Команда Gmail вообще любит шутить: в прошлом году они объявили, что почтовый сервис сменит интерфейс и станет полностью синей, в позапрошлом представили Gmail Tap – ввод текста с помощью азбуки Морзе, а в 2011ом внедрили управление почтовым ящиком при помощи телодвижений. Но мало кто помнит, что круче всего Google «пошутила» 10 лет назад. Тогда, 1 апреля 2004 года, был представлен сам почтовый сервис Gmail. «Если бы стояла задача отметить конкретную дату начала новой эпохи в Интернете, выбор мог бы пасть на дату, когда был запущен Gmail», - отмечает обозреватель журнала Time Гарри МакКракен. Почта в Интернете не была каким-то суперновым явлением. К моменту запуска Gmail детище Microsoft – Hotmail – имело 170 млн уникальных пользователей. Однако Google предложила не просто очередной почтовый клиент, а бесплатный почтовый клиент с большим размером «ящика» в 1 ГБ и уникальным поиском по содержимому. Gmail стала первым большим продуктом Google с момента запуска поиска в 1998 году. Ей удалось в короткие сроки победить доминировавших на рынке конкурентов и стать первым облачным приложением, способным в полной мере заменить программное обеспечение персонального компьютера.
«Руформатор» предлагает читателям перевод статьи Time, в которой разработчики Gmail рассказывают историю ее создания.
Gmail придумал Пол Бакхайт (Paul Buchheit). Работа над почтой для Google началась в 2001 году под кодовым названием Caribou, в честь мистического проекта, появившегося в комиксах про Дилберта.
«Я начал писать почтовую программу еще в 1996-ом, - вспоминает Бакхайт. – Я работал над ней пару недель, а потом мне стало скучно. Тогда я понял, что психологически мне важно с самого начала создать рабочий продукт. Я создаю работающую программу в первый же день, а уж потом довожу ее до ума».
Такой отправной точкой в случае Gmail стала поисковая система, которую Бакхайт написал для собственной электронной почты. И у него действительно ушел на это всего один день. Предыдущим проектом Бакхайта в Google был поисковый робот Google Groups, который индексировал дискуссионые группы Юзнета. Все, что ему нужно было сделать – это направить робота индексировать собственный почтовый ящик вместо Юзнета.
Сначала поисковик по электронной почте Бакхайта работал на сервере, помещавшемся на его собственном рабочем столе.
Но серьезный поиск требовал серьезного объема свободного пространства. Он открывал возможность хранить всю свою почту вечно, а не чистить постоянно ящик, когда он переполняется. Поэтому было принято решение выделять пользователям гугловской почты по 1 ГБ дискового пространства – неслыханная щедрость по тем временам. Однако, задолго до принятия этого судьбоносного решения корпорации предстояло определиться, будет ли почтовый сервис коммерческим продуктом. Для Google ответ был неочевидным. В ранние годы развития компании ее основной чертой был фокус на поиске. Это отличало Google от пионеров поиска - Yahoo, Excite и Lycos, которые все со временем стали порталами, где поиск был лишь частью предлагавшихся сервисов – начиная с новостей и погоды и заканчивая – да, правильно – электронной почтой. Конкуренты Google расширили поле своей деятельности, но это не означало, что все их сервисы хороши.
«Многие думали, что запуск почтового сервиса – это плохая идея как с продуктовой, так и со стратегической точки зрения, - рассказывает Бакхайт. – Основным доводом было то, что почта не имеет ничего общего с основным продуктом компании – поиском. Другие считали, что запуск такого сервиса спровоцирует гиганты индустрии, например, Microsoft, уничтожить нас».
К счастью, в ряды сомневающихся не входили основатели Google. «Ларри (Пейдж) и Сергей (Брин) всегда меня поддерживали», - говорит Бакхайт.
Бакхайт работал над проектом месяц или два, когда к нему присоединился другой инженер, Санджив Сингх (Sanjeev Singh). Позже, после ухода из Google, именно с ним Бакхайт создаст социальную сеть FriendFeed, которую потом купит Facebook. Команда Gmail со временем еще расширилась, но не слишком сильно: ко времени запуска над почтой работала всего дюжина человек.
Первый менеджер по продуктам Google, Брайан Раковски (Brian Rakowski), узнал про Gmail от своего босса Мариссы Мейер в 2002 году, в первый свой день в Google. «Она выглядела совершенно не так, как сегодня, и даже не так, как в день запуска в 2004ом. Я только закончил университет, где мне внушали про важность тестов на юзабилити для целевой аудитории. Меня страшило, что инженерам Google она понравится, а массовому потребителю – нет. Я долго над ней мучился», - вспоминает Раковски.
Инженеры Google действительно создавали продукт, который понравился бы прежде всего им самим. Они считали, что их проблемы с электронной почтой не отличаются от проблем обычных пользователей. «Ларри говорил, что простые пользователи через десяток лет будут больше похожи на нас», - отмечает Раковски.
В августе 2003 года, через два года после начала разработки, у Gmail были только зачатки фронт-энда. Именно тогда в команду Gmail пришел Кевин Фокс (Kevin Fox), человек, задачей которого стала разработка интерфейса почтового сервиса.
Фокса предупредили, что почта должна выглядеть «по-гугловски». Оставалось только понять, что же это значит на практике. У корпорации еще не было того огромного количества сервисов, какое есть сейчас. Кроме поиска, Фокс мог черпать вдохновение разве что из сервиса Google News, который был запущен в 2002 году. Но поиск и новости были веб-сайтами, а почта должна была стать веб-приложением.
«Это был принципиально иной продукт, - вспоминает дизайнер. – К счастью, у меня было достаточно свободы, чтобы исследовать разные направления дизайна». Фокс решил соединить черты веб-сайта и программного обеспечения для ПК, при этом не подражая бездумно ни тому, ни другому. Он создал три разных варианта интерфейса, прежде чем Gmail наконец приняла тот вид, черты которого ясно угадываются и в сегодняшней версии.
На фото: Gmail образца 2004 года, скриншот сделан самим Кевином Фоксом.
Подход к Gmail как к приложению, а не веб-сайту, имел и технические последствия. Hotmail и Yahoo были разработаны в середине 1990-х. Они имели медленные интерфейсы, написанные на HTML. Каждое новое действие требовало перезагрузки всей страницы. В результате пользователь получал опыт, не сравнимый с отзывчивостью работы программ на Windows или Mac.
Бакхайт попытался обойти ограничения, накладываемые HTML, использовав интерактивный код на основе JavaScript. Позже использованный им подход к построению интерфейсов получил название AJAX - асинхронный JavaScript и XML. Но тогда это был новаторский метод и было не до конца ясно, будет ли он работать.
Многие критиковали решение использовать JavaScript. «Одной из проблем, с которой мы столкнулись, было несовершенство тогдашних браузеров. Мы боялись, что просто обрушим браузеры, и никто не захочет пользоваться нашей почтой», - говорит Бакхайт.
Камнем преткновения была и бизнес-модель Gmail. Некоторые в Google полагали, что почта должна быть платным сервисом, но Батхайт и другие хотели, чтобы Gmail была доступна широчайшему кругу пользователей. Это был аргумент в пользу бесплатного сервиса, монетизация которого шла бы через рекламу. Другие бесплатные почтовые сервисы того времени, жившие за счет рекламы, вешали уродливые графические баннеры – антитезу ненавязчивым текстовым объявлениям, которые уже тогда сопровождали поисковую выдачу Google.
«Мы не собирались завешивать Gmail баннерами. Мы почти сразу об этом договорились», - говорит Раковски. Вместо них в Gmail появился аккуратный блок с текстовой рекламой, привязанной к ключевым словам в тексте электронной почты пользователя.
Впрочем, у разработчиков не было никакой уверенности в том, что такая реклама будет работать. «Я помню, мы пытались вычислить ценность каждого пользователя с точки зрения рекламы, - вспоминает Раковски. – Мы понятия не имели, какой она будет».
Проблема была не только в эффективности текстовой рекламы. Другие почтовые сервисы уже сканировали содержание почты пользователей, чтобы проверять ее на спам и вирусы, но сканирование почты в целях рекламы было чем-то новым. В Google знали, что некоторым пользователям совершенно не понравится видимое свидетельство того, что их почта читается, пусть даже это делает не человек, а машина. В конце концов, в компании решили, что это не реальное нарушение конфиденциальности, а мнимое, и оно зависит от человеческого восприятия.
К началу 2004 года Gmail полностью работала и использовалась практически всеми в компании для доступа в корпоративную почту. Пришло время назначить дату публичного релиза, и компания выбрала 1 апреля. Эта дата была выбрана не случайно. Google с 2000 года отмечает День дурака, запуская «утки» о якобы готовящихся продуктах и сервисах. В 2004 году компания готовила очередную мистификацию. Среди новостей было, например, открытие исследовательского центра на Луне. В Google понимали, что на этом фоне запуск Gmail тоже могут воспринять как шутку (так впоследствии и оказалось). Тем более, что объем дискового пространства предлагался для того времени просто гигантский. «Сергей (Брин) был больше всех взволнован по этому поводу. Это была самая крутая первоапрельская шутка: запустить нечто совершенно сумасшедшее 1 апреля и не прекратить его работу 2ого», - вспоминает Раковски.
Команде пришлось поднапрячься, чтобы успеть в срок. На самом деле, Gmail еще не была готова к запуску. Google не хватало мощностей, чтобы выдать миллионам людей по гигабайту дискового пространства. В конце концов, Gmail заработала на мощности 300 старых Pentium III, которые никому в компании больше не были нужны. Этого было достаточно для работы бета-версии, вход в которую был только по приглашениям. Google выдала приглашения тысяче человек, разрешив каждому из них позвать несколько друзей.
Как только стало понятно, что Gmail – это не розыгрыш, приглашения разлетелись, как горячие пирожки. Ими начали торговать на eBay. Ставки начинались от 150 долларов. Был создан специальный сайт, Gmail Swap, чтобы люди, у которых были лишние приглашения, могли найти тех, кто стремился их заполучить. Иметь почтовый ящик на Hotmail или Yahoo стало дурным тоном. Иметь почтовый ящик на Gmail означало быть причастным к некоему элитному клубу.
Аура эксклюзивности надолго окутала Gmail. Google продолжала потихоньку увеличивать количество инвайтов, доступных пользователям, но для всех желающих Gmail открылась только в 2007 году, на День святого Валентина. А значок бета-версии исчез только в июле 2009 года, когда компания решила, что он отпугивает корпоративных клиентов.
В 2012 году количество активных пользователей Gmail достигло 425 миллионов, несмотря на критику со стороны правозащитников, связанную с использованием содержимого почтовых ящиков для контекстной рекламы. Текущие версии Outlook.com и Yahoo Mail не имеют ничего общего с теми сервисами, что Microsoft и Yahoo! предлагали десять лет назад. Сегодняшняя Gmail до сих пор хранит черты самой первой версии. «Я не знаю другого приложения, которое бы сохранилось в таком близком к оригинальной форме 10-летней давности виде, - говорит Фокс. – Если бы нашелся человек, который пользовался только самой первой версией Gmail, он мог бы легко разобраться в текущей».