На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

UCP против Дурова: «Игра престолов» по-русски, эпизод кровавая свадьба



Если бы дело происходило в 1990-е, то фигуранты этого конфликта уже давно попали бы в криминальные хроники. Но у нас 2000-е, поэтому действующие лица играют «по закону»: обмениваются исками, письмами (почему-то на английском языке) и «сливами» в СМИ.

Иск UCP к Павлу Дурову больше смахивает на разоблачение в стиле сайта «Компромат.

ру». Он изобилует шокирующими подробностями: Дуров вывел из «ВКонтакте» 130 млн рублей, заключив контракт с принадлежащей его сводному брату фирмой, Дуров потратил 2 млн заработанных соцсетью рублей на билеты на Олимпиаду в Сочи и выплатил себе в 2013 году бонус в размере 55,8 млн рублей (при сумме базового годового оклада 6,6 млн рублей).

Эти подробности — для широкого круга влюбленных в романтический образ «русского Цукерберга». По существу же претензии UCP касаются мессенджера Telegram.

Акционеры сразу после запуска этого сверхзащищенного IM-приложения в августе прошлого года стали задавать Дурову вопросы о том, кто из сотрудников «ВКонтакте» работает над этим проектом, не использовалась ли при его создании интеллектуальная собственность соцсети и не имеет ли место конфликт интересов между Telegram и «ВКонтакте». Дурову не понравилось чрезмерное любопытство UCP к Telegram. Фонд UCP предпочитает действовать «методом угроз и прессинга», жаловался гендиректор «ВКонтакте» газете «Ведомости». «Они никому не верят и везде параноидально ищут подвох. Если бы я не знал, что они финансисты, я бы предположил, что имею дело с сотрудниками ФСБ», - цитировали «Ведомости» Дурова.

Некоторые СМИ намекали, что предположение гендиректора ВКонтакте недалеко от истины: глава фонда UCP Илья Щербович воспринимался как «человек Кремля». Свое первое состояние он сколотил на торговле акциями «Газпрома», а в 2012 году был членом Совета директоров «Роснефти».
Главный редактор Hopes&Fears Николай Кононов писал со ссылкой на «сразу несколько источников», что покупка фондом UCP доли «ВКонтакте» имела политический мотив, а курировал ее «соратник Владимира Путина Игорь Сечин». В таком случае понятно, почему UCP не дает покоя Telegram – программа обмена сообщениями, защищенная от «прослушки» несколькими алгоритмами шифрования с использованием криптографических хэш-сумм. Если верить предоставленной Павлом Дуровым статистике, популярность сверхзащищенного мессенджера растет экспоненциально, прибавляя по 100 тысяч регистраций в сутки без всякой рекламы.
   
В иске к Павлу Дурову UCP потребовал передать «ВКонтакте» все права на Telegram и возместить все убытки, которые соцсеть понесла при разработке и запуске мессенджера. Дуров создал Telegram на деньги «ВКонтакте» и с привлечением ее кадров, заявили в UCP. Разработчики мессенджера сидели на 6 этаже офиса «ВКонтакте» и получали  миллионные премии из ее бюджета, говорится в тексте искового заявления, попавшем в распоряжение газеты «
Известия».

Чтобы завладеть Telegram, UCP купил несколько компаний, управляющих частями бизнеса Telegram -
Telegram LLC, Digital Fortress и Pictograph. Сделка была совершена через Акселя Неффа, партнера Павла Дурова, отвечавшего за международные проекты «ВКонтакте». Сам Дуров назвал эти действия «рейдерским захватом». Аксель Нефф должен был заниматься переводом этих компаний на некоммерческую организацию Telegram, а вместо этого тайно продал их UCP и перестал отвечать на звонки, объяснил Дуров. Он отметил, что купленные фондом компании владели только торговыми знаками  Telegram и Telegraph  на территории США, так что максимум, чем может закончиться эта история для мессенджера — его переименованием для американского рынка.

Позже Дуров опубликовал в Hopes&Fears письмо, которое он отправил Илье Щербовичу. «Вы незаконно получили контроль над Telegram LLC и Digital Fortress LLC путем подкупа Ильи Перекопского и его друга Акселя Неффа, после чего собирались тайно обменять эти компании на 48% проекта Telegram. И что самое плохое, вы, похоже, прекрасно осознаете, что делаете», - говорится в письме.          

Кроме того, Дуров инициировал ответный иск, в котором оспаривается законность покупки UCP доли «ВКонтакте». По словам главы соцсети, «сделка была произведена с нарушением имеющихся соглашений, согласно которым продавцы акций «ВКонтакте» обязаны были сначала предложить свои доли существующим акционерам». В 
посте на своей странице «ВКонтакте» Дуров заявил, что если покупка UCP будет признана незаконной, то  «основатель ВКонтакте...получит возможность вернуться в состав директоров и совладельцев компании».

Впрочем, юристы сомневаются в успехе этого иска. Во-первых, UCP купил не акции «ВКонтакте», а компании, через которые соучредители соцсети Лев Левиев и Вячеслав Мирилашвили владели своими долями. Во-вторых, сам Дуров тоже не предложил акционерам выкупить его акции перед их продажей Ивану Таврину. Таврин, в свою очередь, точно по такой же схеме перепродал ценные бумаги холдингу Mail.Ru Group.  UCP считает иск Дурова «не более чем неуклюжей попыткой защититься против легитимных претензий». «Не зная как отвечать по существу, наши партнеры пытаются такими действиями запутать ситуацию, но у них это не получится”, - заявил 
ИТАР-ТАСС партнер фонда Юрий Качуро. 

Давление на Павла Дурова, без сомнения, велико. В иске UCP упоминается, что он написал заявление об уходе с должности гендиректора «ВКонтакте» еще 21 марта, а 25ого — подписал его. Дуров был готов уйти, хотя сомнения оставались. 1 апреля он опубликовал свое решение оставить «ВКонтакте», но в последующие дни, видимо, нашел неожиданную поддержку. Возможно, в лице Mail.Ru Group, которая согласилась поддержать иск против UCP.  Иск был подан компанией Bullion Development Limited — той самой, через которую Дуров владел своим пакетом акций «ВКонтакте» и которая теперь принадлежит Mail.Ru. За год до начала саги с UCP, Николай Кононов спрашивал Павла Дурова, что он будет делать, если компанию попытаются «отжать». «Сопротивляться. Сдаваться — как-то не по-русски», - ответил Павел. Так что теперь, после эксперимента с «Пока, и спасибо за рыбу!» он если и уйдет, то, надо думать, не добровольно.

 

Ксения Швецова. 

Картина дня

наверх