На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зачем блогосфере четыре рейтинга

Дискуссия о медийном влиянии «Яндекса» на прошлой неделе перешла из чрезвычайно ожесточенных блоговых дискуссий в практическую плоскость. Во-первых, «Яндекс» опубликовал бюллетень, в котором сформулировал, что медийное влияние имеют только главная страница сайта и те, на которые можно попасть с главной в один клик.

Кроме того, в одну из таких страниц - «Яндекс.Блоги» - были внесены существенные с медийной точки зрения изменения, а именно перестроен рейтинг блоговых записей. Точнее, рейтингов стало четыре и каждый волен выбирать для себя тот показатель, который кажется ему наиболее важным.

«Для блоков новостей и блогов алгоритмы настроены так, чтобы отражать то, о чем пишут большинство журналистов и блогеров, в тех нейтральных формулировках, которые максимально близки к фактам, а не к оценкам», - написано в бюллетене «Яндекса». Однако если новости можно объединить в сюжеты и подобрать к ним максимально нейтральное описание, с блоговыми записями все несколько по-другому. Когда они объединяются по темам, образуя рейтинг тем, ситуация примерно та же самая. В рейтинге же отдельных записей их никак нельзя «нейтрализовать» - прорываются наверх именно мнения, мнения часто радикального свойства. Страница «Яндекс.Блогов» эти мнения усиливает. По словам менеджера проектов «Яндекса» Антона Волнухина, на главной странице «Поиска по блогам» содержание рейтинга потенциально могут увидеть около 40 тыс. человек в день. При этом около 16% из них заходят на отдельную страницу рейтинга.

Сейчас рейтингов стало четыре: по количеству ссылок, по комментариям, по посещаемости и сводный рейтинг. Как рассказал г-н Волнухин, нынешний сводный рейтинг устроен по иному принципу, чем был сделан предыдущий. До того топ блогосферы определялся преимущественно по количеству ссылок и практически не учитывал других метрик - они использовались в нем только для фильтрации накруток. Его наследником является не нынешний сводный рейтинг, а рейтинг «по ссылкам».

Все ссылки имеют одинаковый вес, и не важно, кто сослался на пост - один из самых популярных блогеров или «рядовой» пользователь с двадцатью читателями. Искусственно занижается только вес тех ссылок, в которых алгоритм подозревает накрутку.

Взвешивание блогов и постов - немаловажный вопрос не только для участников рейтингов. Это взвешивание может послужить практической цели - повышению качества блогового поиска. Как известно, в алгоритмах ранжирования современных поисковиков очень важную роль играет не контент страницы, а внешние ссылки на нее. Группа разработчиков Topsy явно руководствовалась похожим принципом - это поиск по Twitter, где место записи в выдаче зависит от числа ретвитов. В принципе, любая метрика на блогах может использоваться для дополнительного ранжирования выдачи блогового поиска. Таким образом, построение этих метрик - это важный эксперимент.

Картина дня

наверх