На ReadWriteWeb опубликовано несколько статей, в которых раскрыты пять главных тенденций Интернета 2009 года. «Руформатор» предлагает своим читателям перевод этого цикла материалов с небольшими сокращениями.
1. Структурированные данные
В этом году появилось несколько проектов, позволяющих структурировать информацию в Интернете.
Рассмотри некоторые из них:1) OpenCalais.
OpenCalais – это набор API для разработчиков, предназначенный для интеграции с сайтами на WordPress и Drupal. Инструмент OpenCalais анализирует HTML-документы и приводит их к структурированному виду, группируя представленный на странице контент, например, по таким разделам: «люди», «места», «компании».
2) Поиск Google.
В этом году Google ввела возможность уточнять запрос непосредственно на странице поиска. Например, для произвольного запроса в качестве уточнения предусмотрен поиск на форумах и в блогах, поиск среди сайтов с определенной датой или поиск видео; для товаров – поиск обзоров; для картинок – ограничение по размеру. Еще одним способом структурировать информацию стал запуск сервиса Google Squared.
3) Wolfram Alpha.
Новая поисковая система Wolfram Alpha умеет не только извлекать информацию из поискового индекса в ответ на запрос, но и структурировать ее, обрабатывать и производить вычисления.
2. Интернет в режиме реального времени
Этот тренд стал вторым важным изменением веба в 2009 году. Его развитию способствовали такие онлайновые сервисы, как Twitter, FriendFeed, Facebook, Google, Delicious и многие другие. Благодаря им посетители многих сайтов получили возможность наблюдать в режиме реального времени изменения в Сети и действия других пользователей.
«Пионером» Интернета в режиме реального времени стал FriendFeed, его эстафету принял Twitter. Функции, обеспечивающие просмотр контента в режиме реального времени, предложили и другие веб-сервисы. Например, Google объявил о поддержке технологии PubSubHubbub, ускоряющей скорость обновления RSS-каналов, благодаря чему изменения в фид-ридере Google Reader будут отображаться гораздо быстрее.
Новый дизайн Facebook позволяет увидеть в режиме реального времени поток обновлений на персональных страницах пользователей. А на главной странице Delicious можно наблюдать, как добавляются новые закладки.
И совсем свежая новость: блоги, созданные на платформе WordPress, получили поддержку RSSCloud http://rsscloud.org - еще одной технологии, обеспечивающей мгновенное обновление RSS-лент.
3. Персонализация и рекомендации
2009 год можно назвать годом персонализации и рекомендаций в Интернете. Большинство сайтов предложили пользователям возможность настройки внешнего вида и возможностей. Распространение наборов API сделало персонализацию более простой и доступной для каждого пользователя.
В последний год владельцы многих веб-проектов стали активно использовать открытые стандарты обмена информацией: Data Portability (возможность просмотра активности друзей и персональной информации о пользователе), OpenID (система единой авторизации), OpenSocial (обмен данными между пользователями разных социальных сетей), APML (возможность просмотра информации об избранном и RSS-подписках пользователя).
Кроме того, в 2009 году активно стали появляться различного рода рекомендательные ресурсы. Эти онлайновые сервисы развивались в нескольких направлениях: персональные рекомендации (основанные на предыдущем поведении пользователя), социальные рекомендации (основанные на поведении нескольких похожих пользователей в прошлом), предметные рекомендации (основанные на свойствах рекомендуемого предмета).
4. Мобильный веб
Авторы материала на ReadWriteWeb считают развитие мобильного веба одним из главных трендов 2009 года. Рост популярности этого способа доступа в Интернет лучше всего демонстрирует увеличение аудитории браузера Opera Mini – с марта 2008 года по март 2009 количество его пользователей выросло на 157%.
Популярности мобильного веба способствует появление различного рода гаджетов - iPhone, Android и др. Не отстает от этих компаний и Microsoft, которая запустила мобильные версии Microsoft Office и MySpace, а также готовит магазин мобильных приложений. Социальная сеть Facebook недавно объявила о расширении мобильной платформы Facebook Connect.
Все это приводит к тому, что мобильные устройства становятся все более важным способом доступа к Интернету. Понятие «Интернет в кармане» не является чем-то необычным в наше время, мобильный веб стал более доступен финансово и технологически.
5. Интернет вещей
Пятым и последним трендом авторы ReadWriteWeb называют ситуацию, когда объекты реального, офлайнового мира (например, тостеры или лампы) подключаются к Интернету. В 2009 году эта тенденция стала более очевидной, и таких вещей, получивших доступ в онлайн, стало больше.
Устройства, подключенные к Интернету, стали появляться благодаря развитию технологии RFID (Radio Frequency Identification). Наиболее ярким примером такого необычного интернет-устройства называют интернет-холодильник, который умеет контролировать уровень холода внутри. Этот холодильник хорошо знаком с привычками хозяина и умеет включаться и выключаться после команды, отправленной по интернету.
Если продукты будут маркироваться RFID-чипами с записанной информацией об их сроке годности, холодильник сможет уведомить своего владельца о необходимости купить новые продукты вместо испортившихся.