На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«Имхонет» поможет ученым в исследовании мобильной лексики

Мобильный телефон изменил нашу жизнь и язык столь кардинально, что изучением этого явления занялись писатели и ученые. Впервые Институт русского языка им.Виноградова проводит опрос в интернете, чтобы узнать, какие слова и выражения про мобильный телефон и действия с ним люди использую чаще всего. «Многое в этом виде коммуникации отличается и от обычного устного общения (в магазине, за столом, в дружеских и семейных диалогах), и даже от разговоров по телефону домашнему, – отмечает Леонид Крысин, заместитель директора Института русского языка по образовательным проектам.

Например, звоня приятелю на номер его домашнего телефона, нелепо спрашивать: - Ты где?, а в общении по мобильному это вполне естественный вопрос. Лингвисты обращают внимание и на то, что само это новое средство связи имеет множественные наименования: мобильник, мобила, трубка, сотовый… Это – часть нашего словаря, а словарь нуждается и в изучении, и в упорядочивании».

В упорядочивании нуждаются не только названия мобильного телефона, но действия с ним: «заплатить за телефон», «бросить денег на телефон», «покормить трубку»… Голосование за наиболее распространенный мобильный словарь идет в рекомендательной социальной сети Имхонет. Здесь же проводится конкурс на слова и выражения про мобильные телефоны от пользователей.

«Социальные сети третьего поколения, к числу которых принадлежит Имхонет, – удобная площадка для исследований, – поясняет Александр Долгин, управляющий Имхонетом, профессор ГУ-ВШЭ. – Поскольку к распространенным технологиям web 2.0, когда контент находят и создают сами пользователи, добавляется следующая важнейшая фаза – пользовательская же экспертиза качества: люди и генерируют слова, и проявляют к ним свое отношение. Т.е. user generated и user certificated content. Кроме того все оценки «привязаны» к профилям конкретных пользователей – можно получать любые срезы: социо-демографические, гендерные, вкусовые... Никогда ранее в распоряжении ученых не было столь массового и высоко технологизированного канала обратной связи».

Результаты опроса будут использованы в научных трудах. Ирина Алхимова, лингвист, куратор исследования подчеркивает: «Очевидно, что разговор по мобильному телефону – особый вид коммуникации. Однако он до сих пор мало изучался с лингвистической точки зрения, а исследований по данной тематике, основанных на материале русского языка, вообще практически нет».

Параллельно в издательстве «Новое литературное обозрение» готовится к печати книга «Ты где? Онтология мобильного телефона». Автор этого публицистического исследования – Маурицио Феррарис. Проиллюстрировать книгу предлагается пользователям, представив на конкурс (он также проходит на Имхонете) фотографии и коллажи, главный герой которых – человек с мобильником.

Все акции проводятся в партнерстве с оператором связи «Билайн», который с 2006 года занимается исследованиями в области мобильного этикета.

«Мобильные телефоны сильно изменили современный мир: появились не только новые технические возможности, но и стиль общения, социальное поведение, а также новые слова и термины. Немалую роль в становлении современной лексики играют продукты и услуги, которые предлагает оператор: сегодня такие термины как "мобильный перевод", "мобильная почта", "мобильный этикет" стали общеупотребимы. Новая лексика – часть формирующейся мобильной культуры, которую пришло время исследовать. Уверен, нас ждут интересные открытия», - отметил Дмитрий Плесконос, Исполнительный вице-президент по развитию бизнеса на массовом рынке ОАО «ВымпелКом».

Язык – не есть нечто раз и навсегда заданное, это творческий процесс, в ходе которого люди осмысляют себя и окружающие реалии через слова. Когда общество не порождает новых слов, оно вообще мало что порождает. Совершенно очевидно, что мобильный словарь – одна из самых живых точек роста русского языка. А возможно и менталитета…

Научный партнер – Институт русского языка им.Виноградова

Книжный партнер – издательство «Новое литературное обозрение»

Мобильный партнер – оператор связи «Билайн»

Картина дня

наверх