«Руформатор» предлагает читателям сокращенный перевод статьи, опубликованной на страницах издания Telegraph.
В прошлом месяце я приезжала в Москву, чтобы принять участие в первой в России англоязычной IT-конференции (TechCrunch Moscow), и приятно удивилась, увидев самостоятельную и самодостаточную интернет-отрасль.
У таких американских IT-гигантов, как Google и Facebook, есть свои представительства в России, но в отличие от большинства других стран, здесь они не смогли стать лидерами. Российские компании главенствуют в поиске, социальных сетях, электронных медиа и среди почтовых сервисов.
Самый популярный поисковик в стране — русская компания «Яндекс», основанная в 1997 году. Ее доля на рынке составляет 64%, в то время, как Google занимает второе место.
Но «Яндекс», как и Google, не ограничился только предоставлением быстрых и релевантых поисковых результатов. Он также предлагает сервисы «Яндекс.Карты», «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Фотки», но их список на этом не заканчивается. Компания имеет ряд сервисов, разработанными под нужды России — например, мобильное приложение, которое показывает пробки на перегруженных улицах Москвы и за ее пределами. В каждом пойманном мною такси (прежде чем я отказалась от наземного транспорта и спустилась в красивый метрополитен) водитель завороженно изучал пробки в мобильном приложении «Яндекс.Карты».
Популярнейший российский почтовый сервис и портал — Mail.ru. Эта русская компания совсем недавно оказалась в центре всеобщего внимания, выпустив свои акции на Лондонской фондовой бирже (ее оценили примерно в $6 млрд). Контрольный пакет акций принадлежит фонду Digital Sky Technologies (DST), который также привлек внимание международной прессы в связи с инвестицией $50 млн в Facebook и вложениями в игровую компанию Zynga (Farmville) и сайт групповых скидок Groupon.
Даже Facebook — это не самая популярная социальная сеть в России, несмотря на ее феноменальный рост по всему миру. Вместо этого русские общаются в сети «Мой мир», принадлежащей Mail.ru, или «В Контакте», 25% акций которой также владеет эта компания.
Аналогичная картина складывается в блогосфере и цифровых медиа. СУП, русская компания в сфере интернет-медиа, контролирует популярные сайты в стране сайты Gazeta.ru (русский ответ американской интернет-газете The Huffington Post) и Championat.ru (спортивный интернет-ресурс), а также блог-платформу LiveJournal.com.
Так почему же интернет-сервисы США или любой другой страны не могут отвоевать первенство у аналогичных русских?
Аркадий Волож, генеральный директор компании «Яндекс», считает, что на это есть две причины. Одна из них — языковой барьер, а вторая и более существенная — это российские технологии, которые оказались ничем не хуже, а то и лучше тех, которые предлагают американские компании. «Яндекс» смог обогнать Google благодаря качеству поиска и других ключевых сервисов. Люди, считает Волож, перестанут пользоваться сервисом только в том случае, если его качество начнет падать. У России есть серьезный научно-технический потенициал, который не стоит сбрасывать со счетов, пояснил он.
Этот подтвержденный потенциал вкупе со Сколково, технопарком, который строится в Подмосковье при полной поддержке президента Медведева, заставляет поблекнуть проект Дэвида Кэмерона (строящийся технологический центр в лондонском Шордиче), мечтающего украсть пальму первенства у Калифорнии.
Однако самым любопытным открытием для меня стало то, что ни одна из крупных русских интернет-компаний не претендует в обозримом будущем на международную экспансию. Только треть населения России имеет доступ к Интернету, и руководители русских компаний, понятное дело, обеспокоены вопросами роста на своей территории.
Меня как стороннего наблюдателя невероятно поразило то, как российские разработчики учатся у своих западных коллег — в частности, в таких областях, как социальные сети и поиск, в то время как очень немногие западные компании обращают внимание на впечатляющие технические новшества Рунета.