На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Перевод: Эстер Дайсон о будущем поиска в Интернете

Фото: flickr.com/st3f4n

В то время как интернет-пользователи сосредоточились на социальных сетях, поиск вновь становится увлекательным занятием.

«Руформатор» представляет перевод статьи сайта Project Syndicate, в которой Эстер Дайсон (Esther Dyson), президент EDventure Holdings, рассказывает о будущем поиска в Интернете.

Рассмотрим вопрос о разработке систем онлайн-поиска в более широком ключе. Первой была Yahoo!, в которой редакторы вручную обрабатывали каталог интересных веб-страниц. Затем появился Google с инновационной системой рейтинга веб-страниц не только с учетом их контента, но и количества, и качества других страниц, ссылающихся на искомые.

Социальные сети привносят в этот мир нечто новое. Люди могут покупать то, что рекомендуют их друзья, поэтому маркетологам стоит тратить время на социальные сети, чтобы общаться с потенциальными клиентами, а не навязывать традиционную рекламу. Но что происходит тогда, когда под влиянием друзей люди на самом деле идут за покупками или предпринимают какое-либо действие? Они видят длинный список синих ссылок, которые могут и не содержать то, что они хотят, да еще и выглядят довольно старыми.

Теперь, однако, делается что-то для исправления ситуации, и здесь имеется в виду не только красивый бэкграунд. Данная структура подобна старому каталогу Yahoo!, но на этот раз сгенерирована автоматически и смотрит на вещи глубже. Она проводит человека через больший объем информации, нежели просто несколько категорий, вроде спорта и путешествий. Например, то, что люди хотят (и получают сейчас) в поиске товаров, не является простым списком страниц, набор продуктов отображается в какой-то значимой форме.

Люди хотят карту продуктов, а не просто список. Проблема в том, что каждый вид продукта имеет разную структуру и разный набор параметров. Например, рассмотрим вина: вы можете отсортировать их по цене, году, региону; по типу — красное, белое, розовое или игристое. Вы хотите выбирать разные размеры и цвета одежды, в зависимости от личных предпочтений вам понадобятся и другие фильтры — и кнопка «купить сейчас».

Другие сферы, например, путешествия, еще сложнее. Чтобы сделать «карту путешествий», программа должна понимать вещи наподобие временных зон, продолжительности полета, пересадок в полете, наряду с понятиями «путешествие первым классом» и «заказ номеров в отеле». Именно поэтому существует отдельный раздел туризма: сначала в нем властвовал Бинг, а теперь, возможно, на его место будет претендовать Google (с приобретением ITA Software).

Долгое время Google особо не задумывался над тем, чтобы удержаться на первом месте среди поисковых движков, уделяя особое внимание самопровозглашенной миссии — «упорядочить всю информацию в мире и сделать ее универсально доступной и полезной». Но обладатель «серебра» Microsoft купил в 2007 году Medstory, а затем Powerset в 2008.

У Medstory есть глубокое понимание системы здравоохранения, в том числе связей между заболеваниями и лечением, лекарственными препаратами и симптомами, а также побочными эффектами. Powerset, инструмент для создания и определения таких связей в любой другой сфере интересов, является более широким, но менее глубоким средством. Покупка произошла несколько лет назад, как раз перед тем, как Yahoo! совсем отказался от своего поискового движка и передал часть бизнеса Microsoft. В это же время Билл Гейтс (Bill Gates) озвучил одну из своих самых умных мыслей: «Будущее систем поиска — в глаголах». Но он сказал это на частном ужине и никогда не распространялся об этом.

Для меня смысл этого выражения был предельно ясен: когда люди ищут, они ищут не просто имена или информацию, они ищут действие. Они хотят иметь возможность забронировать билет, зарезервировать столик, купить продукт, избавиться от похмелья, записаться на занятия, починить кран, разрешить спор, а иногда и найти человека, который находит Facebook удобным. В основном они хотят найти что-то для того, чтобы сделать что-то.

В результате Bing предпринял несколько попыток вертикальной интеграции. А в последние месяцы Google наконец-то начала реагировать. Во-первых, она купила компанию ITA Software, которая предоставляет исходные данные для нескольких сайтов по бронированию мест (Hotwire и Orbitz), и Kayak, точно так же, как и Bing. Большинство реселлеров немного нервничают из-за инструментария Bing, который отправляет пользователей непосредственно на сайты бронирования с авиакомпаниями и отелями, и еще больше они обеспокоены тем, что Google тоже может последовать его примеру.

В прошлом месяце Google приобрела сервис Metaweb и созданную его пользователями базу данных Freebase. Хотя Powerset и является инструментом для понимания естественного языка и последующего структурирования его «под одеялом» (где программисты могут увидеть его), Metaweb позволяет партнерам и конечным пользователям создавать структуры данных или добавлять информацию в структуры, созданные другими системами. Например, Metaweb/Freebase имеет обширную структурированную базу данных фильмов, актеров, которые в них появляются, и их режиссеров. Вы можете спросить о «фильмах режиссера Романа Полански (Roman Polanski)» и получить ответ о его картинах, а не тех, в которых он появлялся, не будучи режиссером. Попробуйте сделать это в Google. Скоро это будет возможно.

Другие категории включают в себя бизнес (с такими параметрами как работодатели, предприятия и сотрудники), биологию, космические полеты, и многое другое. Также они включают в себя различные визуальные элементы отображения данных, такие как графики, схемы и таблицы и то, как они связаны.

Большинство вещей не существуют в изоляции. Они имеют сложные взаимоотношения с другими вещами, и если мы будем предоставлять информацию, учитывая глаголы, то сможем отобразить мир более точно.

Автор: Артур Лоянич, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх