На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ретро: Duke Nukem 3D

First Person Shooter – сейчас этим словосочетанием называют «стрелялки» в жанре action от первого лица. И мало кто, в общем-то, знает историю появления этого жанра. Здесь уместно будет вспомнить и про Wolfenstein 3D – игру, перевернувшую индустрию почти два десятка лет назад, и про легендарный Doom, который стал вторым после Wolfenstein массовым увлечением публики играми в жанре FPS…

Но в 1996 году третий по счету переворот в этой индустрии совершила игра Duke Nukem 3D (строго говоря, началось все еще годом раньше с анонсов и демо-версии первого эпизода). Причем даже не столько за счет графики, сколько из-за обилия нестандартных для своего времени игровых элементов. Сейчас это, наверное, обыденные вещи, но тогда возможность вышибать из стены пинком вентиляционную решетку, разбивать стекло в ангаре лунной базы, чтобы вместе с воздухом в космос улетели все враги, да и прочие необычные интерактивные элементы, которых в игре навалом, породили натуральную эпидемию среди фанатов компьютерных игр.

Дюка в среде компьютерных игр можно считать чем-то вроде Арнольда Шварценеггера (Arnold Schwarzenegger) по отношению к боевикам. У них и правда много общего – внешность бодибилдера, привлекательность и харизма, а также любовь к саркастическим фразам. Если у губернатора Калифорнии коронной фразой является «I’ll be back» («Я вернусь»), то у Дюка их с десяток, начиная от «See you in hell» («Увидимся в аду»), которая произносится после смачного уничтожения очередного врага, и заканчивая «Take it, baby» («Возьми это, детка»), которую Дюк изрекает, вручая стодолларовую купюру стриптизерше из бара.

Параллель со Шварценеггером усиливается в одном из эпизодов, когда Дюк видит торчащую из-под гидравлического пресса руку Терминатора и говорит: «Terminated!». Да, в число забавных «фишек» игры можно внести пародирование элементов культовых фильмов с Джеймсом Бондом или «Крепкого орешка» (например, в одной миссии в полицейском участке стоит стол с табличкой «John McCain», увидев которую, Дюк произносит реплику героя Брюса Уиллиса «D-P-K-A, mothaf*cka!»), а также американского образа жизни в целом; последнее в основном касается штампов – от супермаркетов до парков развлечений.

В остальном Duke Nukem представляет из себя типичную FPS с миссией «kill’em all», где большой и туповатый блондин в мире будущего безжалостно мочит инопланетян (и в сортире в том числе), которые захотели покорить Землю и Луну: прилетели, всех поубивали, оставили только стриптизерш и трупы. Разумеется, Дюк их всех победит, и наступят мир, дружба, жвачка.

Игра развивалась и развивается даже в настоящее время благодаря оригинальному движку Build, на базе которого были нарисованы тысячи карт для сетевых игр в режимах cooperative и deathmatch, а также просто для любителей излить свой гнев на злобных пришельцев. Были созданы не только карты, но и целые модификации. Если в оригинальной версии было всего 3 эпизода, то сегодня полноценных сценариев можно насчитать больше десятка (они выходили под именами Duke is out in D.C., Caribbean – Life’s a Beach, Nuclear Winter и т.д.)., включая портирования игры для консолей, а также переведенного в режим современного 3D Дюка в игре JonoF’s Duke Nukem 3D Port, причем уже не на базе оригинального движка, а модифицированного под OpenGL. Но так как игра уже пять лет как не обновлялась, не так давно появилась новая портированная версия – EDuke32.

Впрочем, есть также просто немного усовершенствованная старая добрая DOS-игра со всеми модами, которую легко найти на торрентах и запустить в среде Windows XP.

Напоследок надо заметить, что Duke Nukem вовсе не был первой игрой с нестандартными возможностями. Попытки были и до – например, игра Tekwar, которую действительно можно считать первой попыткой создать более интерактивную среду общения персонажа и его окружения. К примеру, если просто достать пистолет на станции метро, то люди начнут с воплями разбегаться и даже падать на рельсы (где их ударяет током, конечно, со смертельным исходом). Но Tekwar погубило то, чем сейчас периодически грешат некоторые разработчики – чрезмерная требовательность к системным ресурсам. Можно провести аналогию с появившейся пару лет назад игрой Crysys, прожорливость которой (но и совершенно фантастическая графика при этом) вынуждала многих геймеров, вздыхая, тратить очередные $500 на мощную видеокарту или покупать вторую, а то и третью. Но если сейчас развитие современных технологий допускает возможность наращивания мощности домашнего ПК до огромных цифр, то в 1994-95 году про технологию SLI, позволяющую объединять несколько видеокарт, киловаттные блоки питания для них или 64-битные операционные системы с гигабайтами оперативной памяти никто даже и не подозревал. Tekwar была рассчитана исключительно на тех, кто может себе позволить только максимально дорогую конфигурацию (тогда это был Pentium 100 и выше, и стоил навороченный компьютер больше $2 тыс.). Поэтому эта игра канула в лету, а Duke Nukem 3D жив до сих пор.

Разумеется, успех не приходит сам по себе: уже через год был анонсирован проект Duke Nukem Forever. Первые же трейлеры заставляли фанатов пускать слюни: графика и нестандартные возможности уже поднимались на недостижимый для тех времен уровень (разумеется, был учтен и вышедший вместе с DN3D не менее эпохальный Quake – игра первоначально разрабатывалась на движке Quake II), а сцена, где Дюк отстреливается с грузовой платформы едущего поезда, навеки застряла в памяти фанатов.

К сожалению, проекту не суждено было в итоге увидеть свет. Игра DN4ever переносилась очень много раз, постоянно менялся движок (то от Unreal, то от Quake, то от Doom III), и, наконец, менее года назад все было кончено. Как пишет «Игромания», 6 мая 2009 года издатель Take-Two прекратил финансирование разработчика 3D Realms, который из-за этого закрылся. Судьба Duke Nukem Forever неизвестна, а права на ее издание по-прежнему принадлежат Take-Two. Как правило, подобная формулировка значит, что проект будет поставлен на полку и забыт. Слишком много прошло времени, а Duke Nukem 3D сейчас держится разве что за счет своих старых фанатов, многие из которых уже давно с бородой и перешагнули планку в 35 лет.

Лет восемь назад была выпущена игра Duke Nukem Manhattan Project, которая вообще не имела отношения к Duke Nukem 3D, кроме заметно похудевшего главного героя, и даже имела другой сюжет и тип самой игры – экшн не от первого лица, а от третьего. Популярность DNMP так и не снискала и к сему дню прочно забыта почти всеми.

В общем, если вас не пугают пиксели, попробуйте отыскать (это несложно) оригинальную версию Duke Nukem 3D и представить себя на месте геймера в 1996 году, посмотрите, как все начиналось и благодаря чему многие вещи в FPS есть и по сей день.

И к слову, если Дюку становится совсем плохо, то он может просто сходить в туалет. Если писсуар или унитаз еще целы, то он справит свои естественные нужды, прибавит +10 единиц к здоровью и скажет с облегчением «That’s better!» («Вот так гораздо лучше!»).

Автор: Артур Лоянич, обозреватель «Руформатора»
наверх