Что такое Интернет «как в Китае», и станет ли российский «Чебурашка» аналогом китайского «Золотого щита».
Российские власти стремятся взять Интернет под свой контроль. Апофеозом этой деятельности стал призыв одного из депутатов парламента создать в стране «суверенный Интернет», закрытый для стран Европы и США.
Сенатор предложил назвать такую сеть «Чебурашкой». И хотя позже господин Кавджарадзе объяснил, что имел в виду профессиональную сеть для ученых, его «Чебурашка» стал символом ужесточающейся цензуры в Интернете. Ждет ли Россию Интернет, как в Китае? Станет ли «Чебурашка» аналогом «Золотого щита»? Векторы деятельности российских и китайских властей очень схожи. Чего нам опасаться в будущем, попытаемся вычислить на китайском примере.«Когда открываешь окна, будь готов к тому, что в комнату залетят мухи», - сказал как-то китайский коммунистический лидер Дэн Сяопин. В начале 1990-х Китай принял решение «открыть окна» и впустить в свою экономику рынок, а вместе с рынком жирными мухами на крыльях Интернета прилетели опасные идеи. В 1998 году в компартии поняли, что Интернет может реально помочь демократам в лице одноименной партии захватить власть. Демпартию объявили вне закона, а ее членов пересажали, после чего взялись за нерегулируемый источник информации - сеть. Тогда было положено начало проекту «Золотой щит», в простонародье «Великому китайскому файерволу». Первый этап проекта был завершен в 2006 году, второй - в 2008-ом.
Как и в России, ограничение Интернета в Китае проходило под лозунгами национальной безопасности и ограждения детей от вредной информации. Законы Китая обязывают интернет-провайдеров лицензировать свою деятельность и прогонять трафик через государственных операторов связи - ChinaNet, GBNet, CERNET or CSTNET. Кроме того, в Китае только сайты, получившие специальное разрешение правительства, имеют право публиковать зарубежные новости или перепечатки со ссылками на иностранные источники.
Российское правительство делает попытки перенять этот опыт. Так, в опубликованных на сайте Минкомсвязи «Тезисах концепции развития мультисервисных сетей связи общего пользования Российской Федерации» предлагалось разрешить пропускать иностранный трафик только федеральным операторам связи, причем по параметрам под определение ФОС подходил только один государственный Ростелеком.
«На территории Китая Интернет подпадает под действие суверенитета Китая», - говорится в концепции национальной информационной политики от 2010 года. Забавно, но даже здесь Россия стремится скопировать китайскую модель: в 2012 году в сеть утекли российские предложения по изменению регламента Международного Союза Электросвязи, в которых говорилось, что государства должны иметь «суверенное право разрабатывать и осуществлять государственную политику по вопросам управления Интернетом, регулировать национальный сегмент сети Интернет, а также деятельность эксплуатационных организаций, предоставляющих доступ к сети Интернет в пределах своей территории».
Как работает «Великий китайский файервол»? Когда вы пытаетесь зайти на сайт типа Twitter.com, ваш компьютер связывается с его DNS-серверами и запрашивает связанный с сайтом IP-адрес. Если машина получает несуществующий адрес, вы не можете зайти на сайт. «Золотой щит» намерено вводит в кэш DNS неверные IP-адреса и таким образом блокирует доступ к сайту. Если пользователь использует неофициальные DNS-сервера, то может быть заблокирован IP-адрес неугодного сайта. Вместе с ним недоступными оказываются и другие ресурсы, имеющие такой IP - хорошо известная Роскомнадзору техника. Кроме того, брандмауэр может сканировать URL-адреса и блокировать соединение, если эти урлы содержат определенные ключевые слова. Так, в Китае работает англоязычная «Википедия», но заблокирована статья о китайской интернет-цензуре. В конце 2012 года брандмауэр научили опознавать зашифрованный VPN-трафик и разрывать VPN-соединения. VPN (виртуальные частные сети) был одним из немногих способов взлома «Великого китайского файервола». Проверке на запрещенные ключевые слова подвергаются незашифрованные пакетные данные. Таким образом фильтруется поисковая выдача. Файервол умеет посылать «пакеты перезагрузки», которые обманывают компьютеры, убеждая их, что соединение было сброшено, поэтому они не могут обменяться данными друг с другом.
На практике вы не можете понять, заблокирован ли сайт или просто лежит. Блокировка может выглядеть как стандартная ошибка, сигнализирующая отсутствие отклика от сайта. Почему было разорвано VPN-соединение? Из-за проблем в сети или вас просто засек брандмауэр? Вы никогда не узнаете.
Понятно, что в случае Facebook и Twitter ошибки быть не может: эти сайты в Китае официально заблокированы (вспоминаем недавнюю угрозу замглавы Роскомнадзора о возможности мгновенной блокировки этих сайтов в России). Периодически банится Google. Постоянно заблокировано несколько сервисов американского поискового гиганта (YouTube и Blogger). При этом все иностранные заблокированные сайты имеют местных клонов: Baidu вместо Google, RenRen вместо Facebook, SinaWeibo вместо Twitter, Tudou и YouKu вместо YouTube («Яндекс» вместо Google, «ВКонтакте» вместо Facebook, Rutube вместо YouTube).
У крупных интернет-компаний, работающих в Китае, есть обязательства перед государством. Если они не хотят лишиться кормушки, которую из себя представляет китайский рынок с более 500 миллионами интернет-пользователей, то будут мониторить свой контент самостоятельно. Что они и делают, причем цензура часто осуществляется незаметно для пользователей. Так, на SinaWeibo практикуется такой вид цензуры, когда пост скрывается от всех, кроме его автора. То есть человек видит пост в своем аккаунте, и уверен, что его также видят фолловеры, тогда как на самом деле он ни для кого больше недоступен. Интересно, что самоцензурой склонны заниматься не только местные компании, но и зарубежные. Например, агентство Bloomberg, которое убирает некоторые статьи из трансляции своих информационных экранов, размещенных в Китае. Специально для того, чтобы скрыть часть контента от китайских пользователей, программисты Bloomberg написали код, который позволяет редакторам присваивать материалам спецкатегорию, так называемую «204». Статьи под этой категорией никогда не прочитают жители Китая. Большинство скрытых материалов содержат расследования источников финансового благосостояния китайской партийной элиты. И даже американская «корпорация добра», - Google - с 2006 по 2010 годы занималась блокировкой признанных китайским правительством незаконными сайтов в обмен на разрешение устанавливать свое оборудование на территории страны.
Чтобы обсудить политические новости, китайские блогеры идут на хитрости: используют карикатуры, метафоры и клички. Например, премьер-министр в китайской блогосфере - «Телепузик». Впрочем, революций никто по поводу цензуры в Интернете там устраивать не собирается. В конце концов, про котиков все еще можно писать и читать.
Текст: Ксения Швецова