На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«Яндекс.Новости» могут признать «гибридным СМИ»

Правительство уже занялось подготовкой законопроекта, который обяжет поисковики и новостные агрегаторы регистрироваться в качестве СМИ.

В Госдуме обсуждается вопрос, является ли агрегатор новостей «Яндекса» СМИ или нет.  Дискуссию актуализировал либерал-демократ Андрей Луговой, который 13 мая обратился к российскому генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить деятельность компании «Яндекс» на соответствие закону о СМИ. Теперь «Яндекс.Новости» и другие поисковики и новостные агрегаторы могут обязать регистрироваться в качестве СМИ. По данным РБК Daily, работа над соответствующим законопроектом уже началась. Документ внесут на рассмотрение в Госдуму, когда Луговой получит ответ от прокуратуры по поводу статуса «Яндекс. Новости».

По мнению первого зампредседателя комитета по информполитике Вадима Деньгина, поисковик «набрал слишком серьезный размах», «дает свой комментарий» и «синтезирует в себе большое количество новостного контента». Депутат уверен, что необходимо закрепить законом, что «Яндекс.Новости» является СМИ.

Другой анонимный парламентарий объясняет, что «Яндекс.Новости» дает свою оценку новостям, когда «модерирует» топ самых важных и свежих новостей, ведь «новости выдаются под определенным углом», то есть «Яндекс.Новости» делает выжимку из новостей так, чтобы читатель сразу мог ухватить их суть, интерпретирует их.

По неподтвержденным данным, «Яндекс.Новости» и другие подобные ресурсы могут получить статус «гибридных СМИ». Источник издания близкий к правительству заверил, что прокуратура признает «Яндекс.Новости» в качестве СМИ и ресурс встанет перед выбором регистрироваться соответствующим образом либо отказаться от своего топа новостей. Отмечается, что у компании Google также есть сервис с новостями, однако топа нет, поэтому регистрироваться она не должна.

В пресс-службе компании «Яндекс» пояснили, что подбор сообщений в «Яндекс.Новости» полностью автоматизирован и никак не подвержен редакционному выбору.

Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой 13 мая направил запрос в прокуратуру с просьбой проверить «Яндекс» на соответствие закону о СМИ.  Распространение материалов ведущих российских и зарубежных информационных агентств, по его мнению, «также является распространением массовой информации», поэтому компания должна соблюдать правила, установленные для прессы.

Если Генпрокуратура признает, что сайт под закон о СМИ не подпадает, депутат Луговой пообещал, что подготовит поправки, которые переместят «деятельность ресурса в правовое поле».

Кроме того, Лугового не устраивает регистрация «Яндекса» в Голландии. По его словам, граждане из России не смогут подать в суд на «Яндекс» в случае нарушения своих прав в одной из заметок, так как иск подается только по местонахождению юридического лица.

Вопрос о «Яндексе» впервые был поднят на медиафоруме Общероссийского народного фронта 24 апреля. Тогда один из блогеров заявил в беседе с президентом Владимиром Путиным, что «Яндекс» просматривают несколько десятков миллионов человек, но при этом ресурс «не имеет лицензии СМИ и никакой ответственности как СМИ перед законом не несет».

Президент ответил, что с компанией «Яндекс» «не так все просто». «Сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать», -  рассказал он.

Представители «Яндекса», в свою очередь, заявили, что на главной странице сайта показаны заголовки только из самых авторитетных СМИ, уже имеющих российскую лицензию, поэтому не имеет смысла выдавать ресурсу еще одну.

Недавно Путин подписал закон, который приравнивает блогеров, чьи аккаунты ежедневно посещают более трех тысяч человек, к СМИ. Теперь они должны выполнять практически все требования, предъявляемые к печатным и электронным изданиям. В частности, им запрещено использовать в своих материалах нецензурную лексику. Также блогеров обязали ставить возрастные маркеры на своих страницах и делать фактчекинг. Для авторов, нарушивших эти правила, предусмотрены штрафы от 30 до 300 тысяч рублей.

Фото: ЖЖ

Картина дня

наверх