Казалось бы, все просто, мы используем их. Колесо, изобретенное в пятом веке до нашей эры, до сих пор помогает нам экономить время, передвигая нас с гораздо большей скоростью, чем если бы мы были на своих двоих. Холодильник, как таковой появившийся полтора столетия назад, и сегодня позволяет нам долгое время хранить еду в потребном виде.
И наконец компьютер, который прекрасен уже одним тем, что без него я вряд ли написал бы эту статью.Очевидно, что технопрогресс имеет положительную сторону: мы двигаемся быстрее, едим вкуснее и работаем организованнее. Однако у этой медали есть и оборотная сторона. Облегчив себе жизнь в той или иной ее сфере, мы становимся зависимыми от нового «помощника», будь это социальные сети для разностороннего общения, мобильник для быстрой связи или WiFi-роутер для беспроводного выхода в интернет. Вы наверняка согласитесь со мной, если зададитесь вопросом «А что бы я делал без...», а дальше интернета, телефона, наконец, радиоприемника.
В то же время, надо отметить, что зависимость может быть разной. Я бы условно разделил патологическую и непатологическую зависимость, которой больше всего соответствует слово «необходимость». В последнем случае, речь идет о том, что нам просто нужно пользоваться чем-то, так как это диктуют обстоятельства, мы так привыкли и приспособились. Например, если до работы в городе нужно добираться из области, то мы, безусловно, зависимы от электрички и автомобиля, так как иного способа в этих условиях преодолеть расстояние от точки А до точки Б не существует. Однако, если человек сутками не выходит из квартиры только потому что его любимое авто в ремонте, то, согласитесь, это выглядит как минимум странно. Болезненная зависимость от колес (я, разумеется, про автомобиль) скорее редкость, чем обычное явление, хотя достаточно набрать в поисковике слово «автозависимость» и вы увидите немало откровений таких аддиктов.
И все же куда больше беспокойства обычно вызывает патологическая тяга к компьютеру. Психологи, согласно KM.ru, констатируют, что это серьезная угроза для человечества в целом. Такой вывод они сделали, подведя итоги всемирной акции «Выключи свой компьютер», которая проходила пару лет назад. Суть акции была в том, что участники клятвенно обещали не включать компьютер в течение суток. 14%, и это довольно много, своего слова сдержать не смогли. Организаторы эксперимента говорят, что эта доля просто не сумела справиться с психологической зависимостью от ПК. Врачи настаивают на том, чтобы официально внести ее в медицинские справочники: число жертв этого недуга постоянно растет.
Есть и другой, как многие считают - негативный, аспект стремительного развития технологий — роботы. Шагающие, убирающие, ищущие и лающие — сегодня скорее игрушки. Правда, они уже способны выполнять примитивные человеческие команды и адекватно на них реагировать. Когда-нибудь машины научатся действовать самостоятельно. Во всяком случае, такие прогнозы, если не сказать опасения, можно услышать довольно часто. «Вокруг света» сообщает о первом шаге в этом направлении. Он был сделан в мае 1997-го, когда компьютер IBM Deep Blue впервые обыграл чемпиона мира Гарри Каспарова в шахматы. В июле того же года робот Sojourner начал полностью автономное исследование Марса в рамках космической программы NASA.
По заверениям организаторов Robocup, через 40 лет должен состояться первый футбольный матч, который будет проводиться по всем правилам FIFA, и в котором гуманоиды-роботы смогут сыграть как минимум наравне, а то и выиграть у команды чемпионов мира того же года. Если учесть, что футбол — это сложная командная игра, с непредсказуемым и динамическим развитием, подобные заявления могут показаться не только смелыми, но даже неосторожными.
В 1965 году было сделано наблюдение, которое известно как закон Мура и заключается в том, что число транзисторов на кристалле удваивается каждые 24 месяца. Представив в виде графика рост производительности запоминающих микросхем, ученый Гордон Мур обнаружил закономерность: новые модели микросхем разрабатывались спустя более или менее одинаковые периоды после появления их предшественников, а емкость их при этом возрастала каждый раз примерно вдвое. Если такая тенденция продолжится, заключил Мур, то мощность вычислительных устройств экспоненциально возрастет на протяжении относительно короткого промежутка времени.
Если руководствоваться этим постулатом, можно предположить, что быстродействие компьютеров к 2050 году увеличится почти в миллион раз. Значит, и объем информации, который воспринимает мозг взрослого человека, а это тысяча триллионов байт, без особых усилий будет обрабатываться устройством не больше современного «наладонника». В таком случае можно говорить о том, что вычислительных мощностей хватит для создания более или менее полноценного искусственного интеллекта.
Однако само по себе такое создание — задача не только техническая, но и лингвистическая, психологическая и философская. «Вокруг света» приводит уникальный эксперимент группы Брайана Скаселлати из Йельского университета. Созданный ими робот Нико, как пишет издание, обладает зачатками самосознания. Понять, что «я мыслю, следовательно, существую», он, конечно, не может, но «догадаться» перед зеркалом, что движущееся отражение является им самим, — вполне. А это, между прочим, под силу даже не всем высшим животным. Конечно, этот опыт никак не гарантирует успеха всего предприятия, но все же демонстрирует главное: что в принципе это возможно.
Александр Белановский, «Эхо Москвы»
Материал размещен в рамках сотрудничества с программой «Точка» радио «Эхо Москвы».