В своей колонке на PCMag.com эксперт размышляет об истинных мотивах иска Apple к Samsung. Напомним, компания требовала от южнокорейского производителя $2,5 млрд в качестве компенсации за нарушение ряда своих патентов и копирование дизайна iPhone и iPad. Суд присяжных в пятницу постановил, что Samsung виновна в нарушении 6 патентов, участвовавших в разбирательстве, и должна компенсировать Apple $1,05 млрд.
Этот суд – не только попытка добиться компенсации убытков. Apple использует этот громкий процесс, чтобы сигнализировать свои конкурентам, что она пойдет на многое для защиты своей интеллектуальной собственности, независимо от результата.
Когда стало известно, что Apple хочет отсудить у Samsung $2,5 млрд за нарушение своих патентов, я был ошеломлен. И вовсе не потому, что Apple собирается засудить Samsung, а потому, что сумма требуемой компенсации была столь скромной. Apple получает сравнимые суммы прибыли каждый месяц, так что для совершенно ясно, что этот иск был подан не ради компенсации убытков. Чем больше я слышу различных заявлений по судебному спору от обеих сторон, тем яснее я понимаю реальные мотивы Apple.
Да, Apple действительно считала, что Samsung нарушила ее патенты и скопировала конструкцию iPhone, но она использовала этот суд, чтобы отправить мессидж своим конкурентам: независимо от результата, мы пойдем на все, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность. Я говорил с рядом сотрудников компаний-конкурентов Apple. Этот процесс заставил их дважды подумать, прежде чем копировать что-либо, связанное с Apple.
В конечном счете, этот суд – во многом попытка отомстить Google. Apple считает, что Google своей мобильной операционной системой Android ударила ее в спину. Как Стив Джобс (Steve Jobs) рассказал своему биографу Уолтеру Айзексону (Walter Isaacson), он готов был начать «термоядерную» войну против Android.
Чтобы понять причину гнева Джобса по отношению к Google, вы должны вспомнить одну очень важную вещь из истории Apple. Когда Apple разрабатывала iPhone, генеральный директор Google Эрик Шмидт (Eric Schmidt) сидел в ее совете директоров. Я не сомневаюсь, что он многое выучил о смартфонах и их операционных системах, и не удивлюсь, если он использовал эти знания, чтобы помочь Google преуспеть в мобильном направлении. Я поражен, что Шмидт не предупредил Apple о том, что Google работает над конкурирующим продуктом, когда Ларри Пейдж (Larry Page) и его команда начали вести переговоры с Энди Рубиным (Andy Rubin) о покупке Android. Вместо этого он просто попросил освободить его от присутствия на тех заседаниях Совета директоров, где обсуждался iPhone - да и то, уже сильно после объявления о разработке Android.
Шмидт полностью покинул Совет директоров Apple только после того, как некоторые инвесторы задались вопросом, каким образом он может находиться в его составе, одновременно ведя разработку конкурирующего продукта.
Кто-то может поспорить, что покупка Android была инициативой Ларри Пейджа, и что Шмидт не участвовал в разработке «операционки» на старте. Если это правда, то это означает, что в тот период он плохо делал свою работу в качестве генерального директора Google. Потому что если бы он выполнял свою работу, то он должен был быть в курсе всего и участвовать в сделке (по покупке Andriod) в качестве исполнения части своей фидуциарной ответственности.
Тот факт, что Android начал обгонять Apple по продажам смартфонов, еще больше разжег гнев Джобса. Все судебные издержки, связанные с этим судом, для Apple не стоят выеденного яйца, учитывая ее 117-миллиардный счет в банке. Не говоря уже о том, что продажи Apple постоянно растут. Однако это не смягчает того факта, что Android сегодня занимает 54% рынка смартфонов и является самым серьезным конкурентом Apple.
Сражаться с Google было бы более сложно, поэтому Apple решила отыграться на крупнейшем лицензиате Android – компании Samsung. В некотором смысле, Samsung выступает в роли своеобразного «мальчика для битья» для Apple, которая стремится излить свой гнев на Android. Иск против Samung может быть не последним в юридическом арсенале Apple.
Впрочем, даже если учесть, что на самом деле Apple борется не с Samsung, а с Android, процесс имеет положительный эффект для компании в долгосрочной перспективе. Он поставил Samsung на уши, и компания, конечно, не осмелится копировать Apple в будущем, и. скорее всего, попытается добиться более высокого уровня самобытности в своих продуктах.
Я также считаю, что судебный процесс испортил отношения между Apple и Samsung, которая является ее крупнейшим поставщиком компонентов. Я укже слышал, что Apple ищет других поставщиков и не исключаю, что в будущем она совсем откажется от деталей Samsung.
Суд может повлиять на Samsung еще с одной стороны.
В предыдущей статье своей колонки я писал о том, что не верю, что Apple сделает собственное телевидение, и что она скорее будет развивать уже существующее решение Apple TV. Хотя Wall Street Journal недавно сообщила, что Apple ведет переговоры с кабельными компаниями, я не убежден. Я думаю, что Apple поняла, что у нее есть мощная ОС и экосистема, которую она может распространить на телевизионный опыт. Она скорее ведет переговоры с поставщиками кабельного телевидения о том, чтобы установить свою операционную систему на телевизионных приставках, чем о создании собственного ТВ.
Android была провальной в сфере телевидения, как бы Google ни пыталась продвинуть ее среди поставщиков на всех уровнях. Если Apple сможет поставить свою операционную систему и экосистему, которая откроет путь к созданию интерактивного телевидения, и если она готова лицензировать его, то Android будет очень трудно занять какую-то нишу в этой сфере. Как это касается Samsung? Если компания не придет к какому-то компромиссу с Apple, то последняя вряд ли продаст южнокорейскому производителю лицензию на свое умное телевидение. По иронии судьбы, это заставит Samsung обратиться к Android, хотя эта ОС и не была написана под телевидение.