Однако в социальной сети присутствуют и негативные явления: спам, порно, экстремистские материалы, опубликованные без разрешения правообладателей фото-, аудио- и видеоматериалы. Возникает естественный вопрос: кто несет за это ответственность?
Следует сказать, что интернет-сервис «В Контакте» доводит до пользователя информацию о том, что размещение материалов, нарушающих права интеллектуальной собственности пользователей или третьих лиц может ущемлять интересы последних.
Также пользователям сообщается, что именно они будут нести ответственность за размещение таких материалов.В соответствии с регламентом доменной зоны RU ответственность за всю информацию, размещенную на сайте, несет администратор доменного имени. Взаимоотношения с собственными пользователями, в том числе и установление ответственности самих пользователей, может регулироваться Пользовательским соглашением между администратором доменного имени или лицом, которому принадлежат права использования доменного имени, и пользователем сети Интернет. Возможно, анализ именно этого документа «В Контакте» и позволит нам получить ответ на вопрос кто и за что несет ответственность.
Начнем анализ пользовательского соглашения «В Контакте» с определения его юридической природы. В п.8 соглашения указывается: «Настоящие Правила составляют соглашение между Вами и Администрацией относительно порядка использования Сайта и его сервисов и заменяют собой все предыдущие соглашения между Вами и Администрацией». Из данного утверждения можно сделать вывод о том, что администрация сайта считает анализируемый документ соглашением.
Рассмотрим возможные варианты правовой природы правил использования интернет-сервиса. Первый - самый распространенный вариант - это договор между лицом, использующим интернет-сервис (Пользователь) и владельцем интернет-сервиса. Второй вариант – внутренний (локальный) акт владельца интернет-сервиса.
Чем же, по сути, является анализируемое соглашение? Во-первых, это точно не договор, поскольку в данном документе однозначно не идентифицируется ни одна сторона соглашения. Хотя ст.420 ГК РФ утверждает, что: «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». Кто же такое «Лицо»? Во II разделе части 1 ГК РФ «Лица» речь идет о двух типах лиц – физические и юридические (в том числе государство). В анализируемом тексте с одной стороны выступает «Администрация сайта», с другой – неограниченный круг лиц, пользователей интернет-сервиса. Однако какое именно лицо скрывается под обозначением «Администрация» - в анализируемом тексте не указывается. Дополнительным доказательством того, что анализируемый текст не является ни договором, ни публичной офертой служит отсутствие в тексте предмета договора, наличие которого является обязательным для любого вида договоров.
Также анализируемый текст не является локальным актом, поскольку в нем не указан субъект, издавший его, нет ссылки на утверждение текста полномочным представителем такого субъекта. «Локальный нормативный акт - нормативное предписание, принятое на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующее их внутреннюю жизнь». (Борисова С.А. и др. Словарь-справочник кадровика.-М., 2005).
Пользовательское соглашение «В Контакте» не имеет четко определенной юридической природы. Его можно рассматривать исключительно как информацию и не более того. Поскольку фактически интернет-сервис «В Контакте» предоставляет в том числе и платные услуги своим пользователям, то требования закона о защите прав потребителей о доведении информации до потребителя должны соблюдаться. Однако в анализируемом тексте требуемая по закону информация в полном объеме не приводится. Под таковой подразумевается информация: о лице, которое оказывает услуги, его адресе и режиме работы, о порядке определения стоимости услуг и порядке их приобретения.
Таким образом, регистрируясь на сайте «В Контакте» и приступая к использованию указанного сервиса, пользователь не «подписывает» соглашение с ним, поскольку текст, представленный на сайте, таковым не является и юридической силы не имеет.
Рассматривать при этом конкретные положения «соглашения» не имеет смысла, но следует отметить, что в анализируемом тексте полностью отсутствует порядок оплаты услуг сервиса и порядок определения цены таких услуг, отсутствует какое-либо упоминание о «голосе» как внутренней системе учета стоимости услуг. Также анализируемый текст не затрагивает порядка использования программного обеспечения сторонних разработчиков, доступного к использованию пользователями. Кроме того, он не содержит соглашения о порядке использования персональных данных пользователя, что также не соответствует требованиям законодательства.
В целом, такой текст неясной правовой природы может больше навредить самому сервису, нежели его пользователям. Поскольку первичным субъектом ответственности за размещение информации на интернет-сайте является администратор доменного имени. Именно администратор доменного имени должен будет доказывать, что размещение противоправного контента произведено третьим лицом – пользователем. Предоставить данные об этом лице и доказательства совершения именно ним противоправного действия.
Конечно, социальная сеть обладает большим количеством информации о своем пользователе (ФИО, место учебы, годы обучения, место работы, фотографии пользователя, адреса его электронной почты и многое другое), чем большинство иных интернет-сайтов, однако и ее не всегда достаточно для идентификации пользователя. Или эта информация может не соответствовать действительности. А при невозможности идентифицировать пользователя, да еще и при отсутствии соглашения с ним, исключить возможность привлечения администратора доменного имени к ответственности нельзя.