На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Что готовит создатель «Одноклассников»?

Фото: rocID/Max Borzov

- В прошлый раз, когда вы делали веб-проект, вы угадали супертренд. Новый проект, очевидно, не настолько массовый и популярный. Это был осознанный шаг или так само получилось?

- Сейчас стоит задача сделать нужный и полезный сервис. Естественно, нельзя поставить «Одноклассников» и «Сравни.ru» в одну линейку. Говоря о банковских продуктах - наверное, человек в здравом уме не будет сравнивать их каждый день на протяжении долгого времени, если он, конечно, не банковский работник, следящий за конкурентами (таких у нас тоже много). Было понимание, что проекты будут очень разными, что аудитория у них будет разная. В какой-то мере было желание делать проект, который будет принципиально непохожим, принципиально другим, но в то же время не менее важным и полезным для людей. Я думаю, что в целом равнять развлекательный и такой сервисный проект нельзя.

- А почему именно такая направленность? Как вам пришла в голову идея делать именно такой сервис? Вы почувствовали, что здесь незанятая ниша, дефицит предложения, удачный западный опыт?

- С одной стороны, есть определенный западный опыт, с другой, мне казалось, что ниша не занята. На самом деле в России не так много сервисных проектов, имеющих определенную аудиторию и предоставляющих сервис, подобный тому, какой будет предоставлять «Сравни.ru». Как правило, это делается в рамках крупных порталов, и независимых проектов очень мало.

- А какой западный опыт?

- Мне как человеку, жившему в Англии, наверное, ближе всего Moneysupermarket в качестве источника вдохновения. Но важно сказать, что ни в коем случае мы не являемся копией Moneysupermarket, и я думаю, что многие вещи мы делаем более детально, более проработанно, чем делают они. Плюс, конечно, мы банковскими продуктами и страховками ограничиваться не собираемся. Только что у нас запустились разделы, посвященные путешествиям и мобильным тарифам, скоро будет и сравнение товаров.

- А какова «программа-максимум» на «Сравни.ru» в смысле образа желаемого результата? Есть банки, страховки, путешествия, мобильные операторы, будут товары - что должно получиться в итоге? Универсальный проект, который позволяет сравнить все, на что можно потратить деньги?

- В общем-то да, то есть задача - с одной стороны, сделать нужный и полезный сервис для людей, чтобы люди на него регулярно заходили, о нем знали и у достаточно большого количества людей было к нему доверие. Когда человеку надо получить кредит или сделать вклад - такое бывает, я думаю, у большинства людей раз в году, если не реже - то хочется, чтобы первое, о чем он вспоминал, - было «Сравни.ru». Он туда зайдет, получит то, что ему требуется, и - довольный - будет продолжать заниматься тем, чем занимается. С другой стороны, конечно, необходимо, чтобы это был прибыльный самодостаточный бизнес, который бы рос, развивался, был в состоянии добавлять новые сервисы и доказывать свое право на жизнь.

- По поводу человека, который регулярно будет заходить на «Сравни.ru». Банковские услуги выбирают реже раза в год, страховку для автомобиля - никак не чаще, путешествия - в среднем тоже раз в год, может, чуть почаще. У вас будут какие-то сервисы, чтобы привлекать человека заходить к вам чаще, или он так и будет к вам три-четыре раза в год ходить?

- Нет, мы не планируем делать такие сервисы, но мы планируем определенные сервисы в рамках существующих социальных сетей независимо от того, кому они принадлежат. В идеале, конечно, во всех массовых проектах, внутри которых люди смогут в какой-то мере получать дополнительные услуги.

- Работа над таким сервисом, как ваш, требует собирать огромное количество информации и поддерживать ее в актуальном виде, потому что в противном случае его ценность будет равна нулю. Как вы это делаете и насколько вы гарантируете актуальность информации?

- Сейчас это делается, в первую очередь, операторами путем cбора информации с сайтов банков. Мы знаем, когда сайты обновляются, когда на них обновляются нужные данные. Все равно процесс проверки данных проходит вручную и, кроме этого, существует определенный контроль за правильностью данных. Не все, но выборочно, банки обзваниваются, и перепроверяется информация, которая получается в итоге. Кроме того, многие банки нас сами извещают, когда у них изменяется линейка продуктов. Мы используем все возможные способы получения информации. Актуальность информации для нас действительно критична, и мы этому, конечно, уделяем огромное внимание. Жалоб на актуальность информации очень мало. Как правило, мы сталкиваемся с другой, очень существенной проблемой. В банках, особенно в не очень крупных, да и, в общем-то, в крупных тоже, очень часто - вы даже не поверите, насколько часто - трудно получить правильную информацию. Можно позвонить оператору в крупный банк, оператор без запинки выдаст какие-то цифры, и эти цифры окажутся в корне неправильными. Начинаешь перепроверять, спрашиваешь, почему так посчитано, и понимаешь, что оператор сам не знает, что просто человек не умеет считать. Это одна проблема, другая проблема - то, что разные отделы в банках не знают, что делают другие. Коммерческий отдел говорит одно, отдел обслуживания клиентов говорит другое. Это очень серьезная проблема и, наверное, это даже в какой-то мере демонстрирует то, с чем приходится сталкиваться населению. Ладно мы, но точно так же идут клиенты - и получают ту же самую информацию.

- Очень часто в договоре под звездочкой мелким шрифтом внизу страницы дописывают какой-нибудь пункт, который удорожает кредит или делает что-нибудь другое, не очень приятное для клиента. Вы такие ситуации как-нибудь отслеживаете?

- Естественно, человеку очень важно следить за тем, что написано в договоре, что написано мелким шрифтом - есть даже такая пословица, что чем мельче что-нибудь написано, тем это важнее. Это все надо читать, понимать, и тут мы на себя ни в коем случае не можем взять роль людей, которые перепроверяют и анализируют все возможные варианты соглашения с банками. Мы руководствуемся тем, что банки официально декларируют, о чем они рассказывают на сайтах - и надо заметить, что большинство, подавляющее большинство рассказывает о своих продуктах абсолютно честно. Скорее, проблемы возникают в том, какие существуют условия расторжения, какие условия досрочной выплаты кредита, в каких случаях банк имеет и не имеет права поменять условия договора – все это отображено на нашем портале. Но в том, что касается базовых цифр, банки ведут себя честно - более того, закон их обязывает информировать клиента о полной стоимости кредита до заключения договора.

- Вы работаете сейчас с двумя сильно пострадавшими от кризиса областями - кредитованием и страхованием. Почему вы сделали такой выбор?

- Мы считаем, что кризис рано или поздно закончится и мы, конечно, полагаем, что сайт находится в самом начале своего пути. То, что сейчас создается, - это, скорее фундамент, платформа. Кризис, конечно, не делает нашу жизнь легче. Понятно, что когда люди толпами шли за кредитами, а банки платили огромные комиссионные, нам было бы проще. Но в это время на этой почве развилось большое количество псевдоинформационных ресурсов, которые заманивали людей в надежде продать их банкам, чтобы получить свою агентскую комиссию. Сейчас кризис такие псевдоресурсы вычищает, и в какой-то мере нам становится проще, потому что мы не гонимся за быстрой копейкой. В наших планах – занять свою нишу всерьез и надолго. Поэтому исчезновение таких быстро сделанных ресурсов, которые ничего полезного людям не несут, в какой-то мере делает нашу жизнь проще. Кроме того, важно отметить, что страховки и банки - это не единственное, чем мы будем заниматься. Так получилось, что это были первые разделы, которые появились на сайте. В силу ряда причин их сложнее было делать, на них было затрачено больше труда, и они раньше приобрели такой достойный вид, который не стыдно показывать людям.

- Вы сказали, что не гонитесь за быстрой копейкой. А сколько вы готовы ждать, пока ресурс не начнет зарабатывать?

- Я думаю, очень маловероятно, что ресурс будет окупаться к концу следующего года. Скорее всего, это произойдет в 2011-2012 году. Мы рассчитываем, что нам надо 2-3 года, чтобы ресурс начал полноценно работать и окупаться.

- А вы его для себя растите или будете готовы куда-то продавать?

- Продавать - это не очень уместное слово. Надо понимать, что ресурсы большого масштаба требуют инвестиций. Инвестиции надо получать, и «Сравни.ru» в этом смысле не исключение. Если на то, чтобы продвинуть ресурс дальше, потребуются инвестиции, мы будем всегда открыты для ведения переговоров.

- Вы будете открыты для стратегических инвесторов или займете позицию: «Хотите с нами растить деньги - растите. Хотите войти в управление - не получится»?

- Мы открыты к переговорам со всеми. Видимо, большинство инвесторов, присутствующих на российском рынке, так или иначе со мной лично встречалось и знает мою позицию - я открыт к разговору со всеми. Вопрос в том, что инвестор может сам по себе предложить, и насколько он подойдет нашим целям и задачам. Но мы адекватно смотрим на то, что делаем, и пока мы не можем выбирать.

- Вопрос по поводу сервисов сравнения в общем. На Западе есть множество сервисов, ассоциирующихся со своей индустрией. Рекомендательный сервис - Yelp, доска объявлений - Craiglist. А такого общеизвестного сервиса сравнения нет. Почему?

- В разных странах по-разному. Все зависит от того, как строится маркетинговая политика тех или иных ресурсов. Например, в большинстве стран есть крупные интернет-магазины, которые известны всем, а в России такого нет. Известность и популярность Ozon.ru, конечно, мизерная и ограничена интернет-гиками: спроси на улице сто случайных человек, что такое Ozon.ru, - ответят единицы. А, скажем, в Англии сравнительных сервисов очень много, они очень известны и популярны: до 60% страховок покупается именно через них.

- Была замечена ваша рекламная кампания в офлайне. Висели ваши баннеры в метро.

- Не надо говорить в прошедшем времени. Они до сих пор висят. Буквально вчера звонили - наши наклейки пользуются повышенным спросом у вандалов и нам сказали, что кончается технический запас: он уходит быстрее, чем у остальных. Это тоже в какой-то мере говорит об успехе.

- А зачем вам это? Аудитории Интернета вам мало?

- У нас нет задачи перегнать интернет-аудиторию из одного места в другое. Помимо привлечения интернет-аудитории, есть задача построения бренда. У людей нет потребности пользоваться такими сервисами каждый день. Поэтому традиционные способы продвижения в Интернете, за исключением, пожалуй, контекстной рекламы, для нас не всегда подходят - по крайней мере, на сегодняшний день пока не все разделы начали работу. Условно говоря, мы можем запустить баннер на крупном сайте, но если взять миллионы человек, которые туда заходят, то тех, кому нужен такой сервис, как мы предлагаем прямо сейчас, - мало. Поэтому мы в какой-то мере тоже озадачены тем, чтобы донести себя не только сиюминутно, но более долговременно, построить бренд. Вспоминая «Одноклассники», самая успешная кампания проходила в комбинации офлайна и онлайна - люди слышали и видели «Одноклассников» везде. Когда они стали вирусными, была сделана очень большая рекламная кампания - очень необычная и, на первый взгляд, странноватая для интернет-ресурса. Те знания, которые были накоплены, те умения - они в общем-то используются и в новом проекте.

- То есть Вы не предполагаете, что человек, который не пользуется Интернетом, но которому нужна страховка или кредит, увидит этот баннер в метро и пойдет на сайт? Или возможна прямая конверсия из офлайна?

- Естественно, человек, увидев наклейку в метро, не побежит быстрее к компьютеру. Он, скорее всего, и не запишет название, не факт даже, что выйдя из метро, он вообще вспомнит про эту наклейку. Но когда ему понадобится информация, он начнет вспоминать, что и где он видел и, увидев другую нашу рекламу или наш сайт в результатах поиска, - выберет «Сравни.ru».

- Вы упомянули опыт «Одноклассников». У вас сохраняется некоторое количество их акций, и Вы наверняка внимательно следите за тем, что там происходит. Как Вы оцениваете последние перемены и общее направления реформирования сервиса?

- Действительно, я уже практически год не вмешиваюсь в оперативное управление «Одноклассниками». К сожалению, люди, которые этим занимаются, сконцентрировались немножко на другом - не столько на развитии ресурса, сколько на своих внутренних проблемах и комплексах, поэтому я в какой-то момент решил заняться чем-то другим. С одной стороны, я смотрю на «Одноклассников» как сторонний наблюдатель. С другой стороны, я очень заинтересованный сторонний наблюдатель, потому что я продолжаю оставаться крупнейшим индивидуальным акционером. Говоря об изменениях, не все в них я приветствую, далеко не все. В какой-то мере я пытаюсь определенным образом воздействовать как член Совета директоров, и я думаю, что изменения в лучшую сторону - не такие как сейчас, а именно в лучшую сторону - уже не за горами. Я полагаю, что терпение некоторых людей, в том числе мое, достигает того самого предела.

- А Ваше разбирательство с британской компанией, утверждающей, что «Одноклассники» украдены у них - оно в какой стадии?

- В стадии интенсивной работы, анализа доказательств обеих сторон, подготовки свидетельских показаний. Процесс намечен на середину ноября, я очень надеюсь, что тогда он и состоится, и что дело не будет затягиваться.

- Вы не исключаете вероятности того, что когда-нибудь будете принимать более деятельное участие в жизни «Одноклассников»?

- Возможно. Я не исключаю, что это произойдет. Сейчас можно было бы сделать много, но, наверное, не стоит меня переоценивать. «Одноклассникам» предстоит очень серьезная работа, чтобы догнать своих конкурентов и не упустить позиции, достигнутые за 2,5 года моего руководства.

Автор: Николай Двас, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх