На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«В Фейсбуке»

А потом, с появлением русскоязычного интерфейса, многочисленных селебрити и наконец президента России Дмитрия Медведева, докатился и до обычных пользователей, которых, по разным подсчетам, сегодня в Рунете от 30 до 40 млн.

До России новинки старшего брата, большого англоязычного Интернета, доходят примерно как до жирафа, с опозданием на несколько лет. Незнание английского языка, территориальная отдаленность России от цивилизованных стран и небольшая мобильность граждан рождают большое количество местных клонов, которые пользуются заслуженным успехом: они все-таки специально создаются под русскоязычную аудиторию, которая местами очень специфична.

Проникновение западных сервисов в массовый сегмент (аудитория Mail.ru и «Одноклассников») - процесс долгий, но, как мне кажется, неизбежный. Livejournal - первая ласточка. Пока на место второй ласточки может претендовать Facebook, о котором сегодня среднестатистическому пользователю неизвестно ровным счетом ничего.

Рост русскоязычной пользовательской базы в Facebook происходил и происходит примерно по той же модели, как и в Livejournal . Первые российские пользователи - это продвинутая молодежь, имеющая знакомых за пределами России. Именно они несколько лет назад составили первое скромное ядро российского сегмента и, по моим наблюдениям, очень долгий период размер этого ядра практически не менялся.

Несколько месяцев назад интерфейс Facebook, несмотря на возражения многих пользователей, претерпел значительные изменения. Появился чат, позволяющий общаться в реальном времени. Изменилась организация ленты событий, какой-то функционал упростился и стал удобнее (какой-то, увы, усложнился и стал совсем не очевидным). А главное, появилась вполне человеческая русскоязычная версия, что для страны, где английский не знает никто, - очень важно. И пошла очередная волна. На этот раз просто тех, кто не зациклен на российских сервисах и интересуется тем, что происходит за пределами Рунета.

Facebook сегодня, пожалуй, лучшая социальная сеть. Технически все устроено так, чтобы ваш социальный круг был чист, эффективен и удобен. Отсутствие навязчивой рекламы и ненужных платных сервисов только помогает этому. Там нет «тысячников» и прочих оптимизаторов. Аккаунт с тысячей друзей не имеет никакой коммерческой ценности, что сохраняет хорошую экологию сервиса. Может, не всего, но личного пространства - точно.

Сейчас там около полумиллиона русскоязычных пользователей. Их число хоть и увеличивается, но о каком либо массовом проникновении на российский рынок говорить вроде бы рано. Если бы не последние события.

Некоторое время назад стало известно о том, что фонд DST, который возглавляют Юрий Мильнер и Григорий Фингер, приобрел 1,96% акций. DST прямо или косвенно владеет без преувеличения большой частью Рунета: в портфолио компании есть акции Mail.ru, Forticom (имеет пакет в «Одноклассниках»), «В Контакте» и других больших и маленьких проектов. Поэтому вполне естественно, что сделка фонда DST с Facebook, крупнейшей в мире (Китай мы не считаем) социальной сетью, подняла большую волну обсуждений.

Для DST это просто бизнес. Ничего личного. Пока во всяком случае. Юрий Мильнер и DST стали официально признаны западной средой. Отношение к DST уже не как к чудикам из России, а как к полноценному партнеру и серьезному игроку. Facebook - лучший среди лучших. Не сегодня, так завтра они пойдут на IPO и чисто теоретически, через пару лет, DST может выйти из состава акционеров, отлично при этом заработав.

В качестве одного из бонусов, который принесла эта сделка, называют защиту от возможных судебных посягательств на «В Контакте», которая является жалким клоном Facebook и имеет крупнейшую в России базу пользователей. Мне было бы интересно посмотреть, как кто-нибудь из крупных западных игроков решил бы наехать на местных монстров. Финансовые ресурсы есть, не хватает административных. Поэтому даже попыток не предпринимается. И главное, «В Контакте», скопировав интерфейс Facebook, сделали великую вещь: подготовили пользователей к миграции, которая рано или поздно произойдет.

Пока нам, простым пользователям, не о чем волноваться. В ближайший год регистрация на Facebook не будет стоить SMS, как на «Одноклассниках». Но и не появится большой базы аудио-видео материалов, как в «В Контакте». Не будет платных помидоров, как в One.lv (за SMS можно кинуть в человека помидор, убрать его тоже стоит SMS). И вряд ли мы будем получать письма от Цукерберга, как мы получаем от Гришина на Mail.ru. И уж тем более ни Дмитрий Анатольевич Медведев, ни другие селебрити, которые развели активность на просторах Livejournal, не будут у нас в друзьях.

Facebook появился в 2004 году. Можно сказать, что в этом, 2009 году, он появился и в России. Во всяком случае, присутствие сервиса стало более явным. Если учитывать, что в Рунете уже есть две социальные сети, то можно предположить, что где-то через 2-3 года мы заметим, как вместо «В Контакте» все начнут говорить «В Фейсбуке».

Автор: Антон Меркуров, интернет-аналитик

Картина дня

наверх