На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медиа должны делать ставку на интернет-телевидение

Эдуард Суворов, председатель совета директоров ОАО «Медиахолдинг», о вещании российских каналов на Украине, диверсификации бизнеса и будущем интернет-вещания.

Эдуард Николаевич, сейчас в России и на Украине происходят бурные события. Ранее входящий в Группу компаний «Медиахолдинг» телеканал О2  заявлял о планах работы на Украине.

Как сегодняшняя ситуация и особенно события в Крыму могут повлиять на эти планы?

У телеканала есть планы развиваться не только на Украине, но и в других странах СНГ. Уже сегодня О2 вещает на Казахстан, Белоруссию, Кыргызстан, а также на Грузию и Латвию. Телеканал своих планов не изменил, однако сейчас приходится учитывать новые политические реалии. Сейчас проект по развитию вещания в странах СНГ стал даже более актуальным, чем раньше. Что касается Крыма, то телеканал не возражает, чтобы быть доступным всему населению полуострова. Но это зависит от российских операторов связи и спутникового телевидения – как быстро они придут в новый регион России. Сейчас мы рассматриваем  вопрос о возможном включении телеканала в кабельные сети Крыма и Севастополя.

Что касается динамики наших акций, то, скорее всего, на них негативный эффект оказывает происходящая девальвация рубля и общая нестабильность в экономике и на всем российском фондовом рынке.

Относительно Украины я считаю, там есть возможность вести переговоры и договариваться о правилах ведения бизнеса, обеспечив взаимный интерес сторон. Приведу пример не из бизнеса, а из области культурных взаимоотношений двух стран. Например, сотрудники телеканала проявили инициативу, поехали в город Броды Львовской области, чтобы помочь сохранить памятник Кутузову, который до этого был снесен новыми городскими властями. В результате благодаря усилиям памятник будет восстановлен.

Какие меры по повышению капитализации могут быть приняты? Не собираетесь ли провести buyback?

Такая идея есть и, более того, не только идея, но и опыт. В 2012 году телеканал выкупил около 10 миллионов акций эмитента. Это помогло котировкам и создало рост акций. При проведении выкупа акций сейчас мы должны учитывать прошлый опыт, причем не только позитивный, но и негативный. Негативный опыт заключается в том, что когда у эмитента, чьи акции выкупаются, акционеров много - а у нас их больше 1000, - то коэффициент выкупа может оказаться очень небольшим (в 2012 году он составил всего 17% от каждой поданной заявки), что снижает выгоды акционера. И поэтому эффект воздействия на рынок таких мер, как правило, оказывается краткосрочным. Поэтому необходимо учитывать все негативные факторы проведения таких действий.

Проблема заключается в том, что, если мы хотим добиться значительного и долгосрочного воздействия на рынок, необходимо будет выкупить не менее 10% от всех выпущенных акций и их погасить. Но сейчас происходят изменения и в законодательстве, и в области регулирования фондового рынка. На Московской бирже идет беспрецедентная по масштабам реформа листинга. В частности, эмитент, который из внесписочного уровня будет намерен попасть хотя бы в биржевой список второго уровня, обязан иметь free float не ниже 10% уставного капитала. Таким образом, если бы мы в прошлом году выкупили бы значительное количество акций, более 10% капитала, это означало бы, что мы своими руками навсегда закрыли эмитенту дорогу в биржевой список. Учитывая, что реформа листинга завершится не ранее конца апреля этого года, можно вернуться к этому вопросу после завершения реформы.

А другие меры повышения капитализации, кроме выкупа акций, рассматриваются?

Конечно. В частности, «Медиахолдингу» нужно диверсифицировать бизнес, и сделать это грамотно. Когда институциональный инвестор заходит в акции диверсифицированного холдинга, он распределяет свои риски между разными бизнесами, что позволяет ему риски сокращать. А это немаловажный фактор при принятии решения об инвестировании даже в условиях сложной экономической конъюнктуры. Более того, я не исключаю, что в структуре Группы появятся другие активы, не медийные,  что позволит диверсифицировать  бизнес и улучшить его финансовые показатели.

Неужели в Группе появятся компании, которые будут добывать нефть, выращивать хлеб, торговать потребительскими товарами? Сейчас в это сложно поверить. Или «Медиахолдинг» намеревается стать таким же холдингом, как АФК «Система», только поменьше?

Добывать нефть, уголь, золото, выплавлять сталь мы, разумеется, не будем, это не наш бизнес. Но и копировать холдинговую структуру АФК «Система» при всем уважении к ней мы тоже не намерены. Лет 10 назад такая диверсификация бизнеса по ряду причин была закономерной, но сейчас надо искать новые механизмы диверсификации.

Так, в будущем нужно делать ставку на интернет-телевидение. Этот бизнес пока в самом начале развития, но он уже интересен стратегическим инвесторам. Из успешных примеров пока есть Youtube и онлайн-кинотеатры. Известно множество примеров, когда изначально небольшие по размеру дохода и капитализации интернет-активы начинали быстро развиваться и расти, и инвесторы готовы были вкладывать в них значительные средства. Так что я не исключаю, что мы можем расширяться и в этой области тоже, пока эта очень перспективная ниша не так занята конкурентами. А рынок видеорекламы растет очень высокими темпами, даже большими, чем рынок рекламы на телевидении. На этом можно будет достаточно хорошо заработать. Поэтому, если в холдинговой структуре будут новые перспективные бизнесы, способные приносить доход, это могло бы, по моему мнению, стимулировать новый всплеск интереса инвесторов к акциям. Важно уметь найти перспективные сферы вложения капитала.

Еще раз хочу подчеркнуть, что мы расцениваем сегодняшнюю ситуацию на фондовом рынке исключительно в разрезе спекуляций (политических и экономических), связанных с сегодняшними попытками давления на Россию. Я верю, что развязанная на Западе антироссийская истерия скоро закончится, и наш рынок постепенно начнет восстанавливаться.

Есть ли уже прогнозы финансовых результатов «Медиахолдинга» за 2013 год?

Уже опубликована отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета. За 2013 год «Медиахолдинг» показал беспрецедентно высокий рост выручки по РСБУ, которая превысила 195 млн рублей. Сократился вдвое операционный убыток. Чистая прибыль, к сожалению, сократилась к 2012 году более чем на 50%, но это произошло только потому, что уменьшились процентные доходы, а они, в свою очередь, снизились, потому что уменьшилась дебиторская задолженность «Медиахолдингу». А это оказало положительное влияние на баланс, на финансовую устойчивость компании. Тем не менее, чистая прибыль за 2013 год будет положительной. Прогнозы по МСФО пока не обнародуем, однако, стоит заметить, что в этом году отчетность по МСФО будет опубликована раньше, чем в прошлые годы. Поэтому наши акционеры будут иметь возможность своевременно ознакомиться уже не с прогнозами, а реальными результатами работы Группы.

Какие еще бизнесы планируется развивать в Группе?

Мы можем развивать бизнесы, отличающиеся от телевидения – рекламный бизнес, производство контента. Ведем переговоры о приобретении компаний, работающих в таких отраслях. Предприятия, которые войдут в ГК «Медиахолдинг», должны быть современными, высоко технологичными, рентабельными и высокоэффективными. Это основной критерий при принятии нами решений о совершении сделок либо о развитии в Группе новых бизнесов.

Картина дня

наверх