На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Репортаж: презентация «Матрикснета» от «Яндекса»

В «смешной день», то есть вчера, «Яндекс» провел в отеле «Рэдиссон» в Москве пресс-конференцию, посвященную переходу поискового сервиса на новую технологию «Матрикснет», который начался в 2009 году и завершился несколько месяцев назад. Мероприятие проходило в рамках конференции «СтуДень» для школьников и студентов, которая также была организована «Яндексом». Гостям «СтуДня» «Яндекс» рассказывал о ранжировании, о том, как поисковая система учится угадывать, что имел в виду пользователь, об антиспаме и антивирусах, поиске картинок и видео, об инфраструктуре, которая все это обеспечивает, и так далее.

Пресс-конференцию проводил в основном генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож, который и рассказал журналистам о «Матрикснете» – технологии, которая, по словам директора, позволила увеличить долю «Яндекса» на рынке систем поиска более чем до 60%. Помогал г-ну Воложу технический директор «Яндекса» Илья Сегалович.

Главное преимущество новой технологии заключается в том, что она устойчива к переобучению – говоря проще, машина теперь может искать и находить те вещи, которые в большей степени релевантны к поисковому запросу, чем другие системы, поскольку учитывает больше факторов ранжирования. С помощью «Матрикснета», по словам директора, возможно построение длинной и сложной (но настраиваемой) формулы ранжирования «с десятками тысяч коэффициентов», которая будет выводить на первых местах в результатах поиска наиболее соответствующие запросы. Было рассказано о том, как «Матрикснет» привел к увеличению доли поисковых запросов (озвучена цифра в 5% только за ноябрь 2009 года).

Вопросов в конце пресс-конференции было задано очень мало. Может, потому, что спрашивать особо было нечего, а может и потому, что топ-менеджмент «Яндекса» на большинство вопросов отвечал максимально уклончиво и почти ни на один вопрос не было получено прямого ответа. И на то, как оценивалось качество поиска, и на то, какие инвестиции были вложены в проект – было сказано много пустых слов, но ответов по существу никто не услышал. Ответ Ильи Сегаловича «чем выше находится «первый клик» пользователя – тем лучше работает выдача» вряд ли можно считать ответом на вопрос про оценку качества поиска.

Например, один из вопросов касался поиска по видео и картинкам – что планируется делать для увеличения доли поиска по данному типу контента? Наверное, ни для кого не секрет, что в данном секторе среди поисковых систем лидирует все-таки Google – и топ-менеджеры «Яндекса» аккуратно обошли данный вопрос стороной, отшутившись фразой «планировали мы 10 лет назад, а сейчас уже делаем» и сказав лишь, что в их поисковой системе анализируются и упорядочиваются одинаковые картинки и видео по разрешению, что есть большой плюс. Вопрос о том, используют ли похожую систему Google, Yahoo и другие поисковики, остался вообще без ответа.

В целом по итогам пресс-конференции остался один большой вопрос: а кто-нибудь из пользователей вообще заметил, что за последний год в поисковом механизме «Яндекса» что-то изменилось – в лучшую сторону?

Автор: Артур Лоянич, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх